«Камчатская рыба» и льготные тарифы
«Один Минсельхоз с Росрыболовством эту задачу не решит. Нам нужно подключать смежные ведомства, обеспечить льготный тариф на перевозку рыбы из регионов добычи в регионы потребления», – сказал глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, выступая на пленарной сессии рыбопромышленного форума.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов считает, что, для того чтобы увеличить потребление рыбы внутри страны, необходимо уходить от продажи через посредников к прямым поставкам. Глава региона рассказал, что в 2023 году вместе с крупными федеральными торговыми сетями запускают проект «Камчатская рыба» – это прямые поставки продукции от рыбаков в торговые сети. «Уже ждем первых поставок. Уверен, что они скажутся на доступности рыбы», – добавил он. Директор направления «Рыба» сети гипермаркетов «Глобус» Олег Рябов в интервью «Ветеринарии и жизни» сообщил, что первая продукция по проекту «Камчатская рыба» появится в магазинах сети уже в октябре. Эту рыбу можно будет узнать по ярким синим этикеткам. Например, горбушу в «Глобусе» обещают продавать с хорошей скидкой.
Владимир Солодов назвал еще один канал продвижения рыбной продукции – это госзакупки и HoReCa. «Отдельно подчеркну значение общепита и ресторанов. На мой взгляд, нам нужно сделать рыбную продукцию модной и популярной, а делают это именно рестораторы. Попробовав рыбу в ресторане, человек включит ее в повседневные вкусовые привычки», – сказал губернатор.
Рыбные недели
В Роскачестве полагают, что популяризировать рыбу можно за счет проведения в торговых сетях и ресторанах специализированных недель по каждому виду этой продукции (например, неделя сельди или неделя минтая). В этот период в торговых сетях предлагается установить скидки на тот или иной вид рыбной продукции, а в ресторанах ввести специализированное меню с блюдами только из этой рыбы.
Первые пробные рыбные недели прошли в нынешнем году, рассказал замруководителя Роскачества Антон Куканов. Первая была проведена для популяризации сельди, вторая – для продвижения минтая. «В рамках этих рыбных недель торговые сети вводили скидки и акции на продукцию. Мы рассказывали потребителям, почему важно есть рыбу, как ее готовить, давали рецепты. Затем человек шел в ресторан и видел там специализированное рыбное меню, то, что вне рыбной недели он попробовать в этом ресторане не может», – рассказал Антон Куканов. Как вывод – в тех торговых сетях, которые подключились к рыбной неделе, продажи селедки и минтая в период тематических недель выросли от 2 до 9 раз.
В следующем году планируется провести 9 рыбных недель по всей стране. Популяризировать будут кильку, корюшку, минтай, мидии, форель, барабульку, дальневосточные лососевые и треску.
Тренд на здоровый образ жизни
Руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов считает, что увеличить потребление рыбы можно за счет формирования тренда на здоровое питание и запрета рекламы вредных продуктов. Он привел несколько примеров, как в мировой практике решали вопрос с увеличением потребления рыбы. «В мировой практике широко применяется распространение тренда на потребление рыбы и морепродуктов через отраслевые ассоциации, которые транслируют в массы уникальность рыбы как продукта, например, с фокусом на здоровье сердца. В Европе в продвижение рыбы и морепродуктов вовлекается государство на уровне профильных государственных служб, которое реализует различные программы на федеральном и региональном уровнях с уклоном на продвижение локальных морепродуктов. Результатом реализации таких проектов, к примеру, во Франции, одном из наиболее емких рынков мира, стала стабилизация потребления рыбы на уровне 33–34 кг на душу населения. Россия может перенять мировой опыт и уже сейчас активно развивать программы увеличения потребления рыбы на различных уровнях», – заключил Андрей Дальнов.
По пути вина
Популяризировать рыбу по тому же пути, как российское вино, предложил замдиректора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Сергей Лобанов.
Он рассказал, что ранее для популяризации российских вин в стране дважды в год, весной и осенью, запускали акции в торговых сетях, направленные на увеличение продаж и узнаваемости российских брендов. Длились они одну неделю. Эксперты составили бренд-листы из 1,7 тыс. наименований российских вин и начали рекомендовать их в эти недели торговым сетям и ресторанам. Продавались позиции со скидкой для привлечения внимания покупателей.
«Мы стартовали с глубоко отрицательных позиций. Сейчас видим совершенно другое отношение к российскому вину», – прокомментировал Сергей Лобанов. Он отметил, что во время проведения таких акций потребление российского вина росло на 18–20%.
Помимо этого, для популяризации российского вина власти начали проводить винные ярмарки, выпустили винный гид, в котором рассказали о качестве российского вина, составили его рейтинг. «Вместе с Роскачеством мы наработали определенные алгоритмы и механизмы популяризации российской продукции и сейчас хотим предложить их для рыбы», – добавил Сергей Лобанов.