Шаг № 1. Обратитесь к врачу
Если стало плохо после употребления еды или напитков в ресторане, кафе, столовой, необходимо вызвать скорую или незамедлительно обратиться к врачу. «Факт отравления надо зафиксировать, а сделать это может только медицинский работник. В графе «Причина» врач запишет с ваших слов, что именно вы съели и что вызвало последствия. Вкупе с симптоматикой и назначенным лечением очевидность употребления определенных продуктов или блюд в конкретное время и в конкретном месте не будет вызывать сомнений», – пояснил Игорь Поздняков, замначальника отдела защиты прав потребителей Роскачества.
Шаг № 2. Соберите доказательства
Бытует мнение, что, чтобы доказать факт употребления еды в конкретном заведении, необходимо обязательно предъявить чек. Но это не так. При этом даже если у пострадавшего человека не осталось чека, другие доказательства тоже подойдут. Например, выписка с банковского счета, если человек расплатился картой. Фотографии и видео с геолокацией, с помощью которых можно подтвердить нахождение в конкретном заведении. Показания свидетелей, а также записи с камер наружного наблюдения или камер в торговом зале или ресторане.
Кроме того, оставшуюся некачественную еду можно отдать на экспертизу в СЭС, получив соответствующее заключение о небезопасности продукта.
Шаг № 3. Напишите претензию магазину или ресторану
Причем сделать это можно даже в произвольной форме. Жестких требований к оформлению такой претензии нет. В претензии необходимо указать дату совершения покупки, оплаченную сумму и последствия, которые возникли после употребления еды.
«Далее следует сослаться на статью 14 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которой вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Потребуйте компенсацию. В общую сумму компенсации помимо средств, затраченных на продукты, может включаться компенсация морального вреда, средств на лекарства, вынужденного рабочего простоя по болезни и прочее. Все понесенные издержки должны быть доказанными, а не голословными», – прокомментировал Игорь Поздняков.
Он добавил, что в претензии также необходимо указать срок на рассмотрение претензии. По закону у магазина или ресторана есть 10 дней на это.
Шаг № 4. Отправьте претензию
Написанную претензию необходимо передать лично либо отправить заказным письмом на юридический адрес магазина. «Если подаете лично, претензию напишите в двух экземплярах. Один экземпляр вручите представителю заведения, второй заверьте у администратора магазина или ресторана и оставьте себе», – советует Игорь Поздняков.
Если заказывали еду с доставкой на дом через агрегатора, то претензию можно направить как в сам ресторан, так и агрегатору, оказавшему услугу.
Шаг № 5. Обратитесь в контрольно-надзорные органы
Также эксперт советует потребителям обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора. «Ваше обращение – это сигнал для надзорного органа провести проверку и принять меры. Кстати, ответ, который специалисты направят в ваш адрес, впоследствии может пригодиться в суде», – добавил он.
По закону срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней.
Шаг № 6. Обратитесь в Следственный комитет
В данное ведомство можно обратиться, если пострадавший умер или стал инвалидом. В данном случае ресторану или кафе, виновному в отравлении, грозит уголовная ответственность по статье о сбыте небезопасных товаров.
Шаг № 7. Подайте иск в суд
Если магазин или ресторан продолжает игнорировать вашу претензию и не выплачивает компенсацию добровольно, можно обратиться с иском в суд. «Если сумма понесенного ущерба менее 100 тыс. рублей, то необходимый адресат – мировой судья, если больше – то районный (городской) суд общей юрисдикции», – отметил эксперт.
По его словам, в исковом заявлении необходимо указать Ф. И. О. и адрес заявителя, наименование ответчика и его адрес, суть претензии, доказательства причиненного ущерба, сумму иска. К заявлению необходимо приложить доказательства. Игорь Поздняков отмечает, что, как правило, суды встают на сторону потребителя в 85% случаев.