Региональные бренды защитили законом

Новости
20.09.2019 10:16:40
В России принят закон о региональных брендах, закрепляющий в Гражданском кодексе понятие «географическое указание» (ГУ) как новый объект интеллектуальных прав.

Региональные бренды защитили законом

В России принят закон о региональных брендах, закрепляющий в Гражданском кодексе понятие «географическое указание» (ГУ) как новый объект интеллектуальных прав. 

Суть в том, что конкретный товар, произведенный в определенном регионе, например адыгейский сыр, должен быть связан с регионом его производства. Тем самым, говорят авторы закона, гарантируется качество продукта и репутация производителя.


«Средство индивидуализации товара в виде ГУ будет действовать наравне с существующим сейчас наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако порядок регистрации бренда станет более простым», – рассказал Павел Крашенинников, один из авторов закона, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. 
НМПТ предусматривает, что в одном российском регионе проходит полный цикл производства товара. Географическое же указание будет присваиваться товару, если в конкретном регионе проходила хотя бы одна из стадий его производства, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. «Так, нельзя будет воду, добытую не в Ессентуках, но там разлитую, использовать под этим названием, – пояснил Павел Крашенинников. – В качестве ГУ можно было бы, например, зарегистрировать калужское тесто, байкальского омуля, камчатского краба, якутские алмазы, костромское золото».Основные изменения вступят в силу через год. При этом нормы, касающиеся ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, вступят в силу с отсрочкой на пять лет. 


Кубанское молоко и камчатский краб

«После вступления в силу закон станет серьезным подспорьем прежде всего для регионального бизнеса, который для идентификации своих товаров хотел бы использовать средство индивидуализации, связанное с регионом. Это облегчит позиционирование товара на внутреннем рынке, даст новые возможности развития экономики регионов, повысит их инвестиционную и туристическую привлекательность, а также поможет выходу региональных производителей на международные рынки», – пояснили в Роспатенте. 
 «Если для регистрации НМПТ в словесное обозначение требуется обязательно включать наименование географического объекта, то для ГУ можно будет использовать любое обозначение, позволяющее связать продукцию с местом происхождения», – уточняет Роспатент. 
Так, например, можно было бы подать заявку на регистрацию ГУ для кубанского молока или камчатского краба – такие говорящие названия дают возможность ассоциировать продукцию с местом ее происхождения. 


Сколько брендов в России

«Для подачи заявки на регистрацию ГУ в ней достаточно будет указать и подтвердить информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения. Для оформления же заявки на НМПТ требуется подтверждение со стороны уполномоченных государственных органов о наличии у товара особых свойств», – приводят пример в Роспатенте.
В Роспатенте также пояснили, что контролировать использование ГУ станут сами объединения или ассоциации, подающие заявку на регистрацию. Предполагается, что они будут иметь право лишать производителей возможности производить продукцию, утратившую заявленные характеристики. А также препятствовать возможности использовать ГУ для идентификации своей продукции.
По данным федеральной службы, с момента введения госрегистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 наименований мест происхождения товаров. Среди них «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры». Только в текущем году было зарегистрировано 23 новых бренда. При этом в Евросоюзе охраняется более 3 тысяч ГУ и наименований мест происхождения товаров. 
Интересно, что обязательства по охране географических указаний появились у России в связи со вступлением в ВТО. Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.
«В этой связи изложены в новой редакции некоторые положения ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара – географическое указание и наименование места происхождения товара, а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать», – отмечает Ассоциация юристов России (АЮР).





Срок годности бренда – 10 лет

Как отмечает руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, представители службы расценивают принятие нового закона «как важный драйвер развития региональной экономики». «Локальные товаропроизводители благодаря более мягким требованиям к ГУ смогут активнее выходить на рынок, позиционировать себя на рынке с помощью региональных брендов», – приводятся слова руководителя Роспатента в релизе федеральной службы. 
По словам главы ведомства, такой подход позволит не только повысить «региональную» составляющую в успехе каждого продукта, но и благоприятно повлияет на инвестиционную, туристическую привлекательность региона за счет интереса к продукции, чье качество и репутация связаны с именем региона или местности.
Географическое указание будет охраняться на основании госрегистрации, которую станет проводить Роспатент. Зарегистрировать бренд смогут граждане, юрлица, ассоциации и союзы. Срок действия исключительного права на ГУ будет равен 10 годам со дня подачи заявки на него в Роспатент, при этом его можно будет продлить по заявлению правообладателя – каждый раз на 10 лет. 

Также юрлица и граждане России смогут зарегистрировать географическое указание в иностранных государствах. При этом, как отмечается в тексте закона, заявка на регистрацию ГУ в иностранном государстве может быть подана после госрегистрации и предоставления исключительного права на такое ГУ в Российской Федерации.
При этом законом предусматривается целый перечень случаев, когда географическое название не может быть зарегистрировано, если оно повторяет уже существующий товарный знак, вводит потребителей в заблуждение. 

Светлана Берило

 

Юрий ЩЕГОЛЬКОВ, завлабораторией туристского брендинга РГУТИС

За рубежом региональную защиту имеют многие бренды, например сорта коньяков, вин, сыра, тот же камамбер. В России тоже есть такие бренды, например «Белевская пастила» или «Адыгейский сыр».

Суть в том, что настоящий адыгейский сыр делается в Адыгее, а белевская пастила – в городе Белеве Тульской области. Однако, как показывает практика, адыгейский сыр может производиться где угодно. При этом адыгейские производители, как и сама Адыгея, никаких дивидендов с этого не получают.

Более того, чтобы отстоять авторское право на продукт местного значения, производителям приходилось ориентироваться преимущественно на свои возможности.

Хорошо, что теперь ГУ закреплено законом. Правда, пока непонятно, как именно будут наказывать нарушителей, использующих чужой региональный бренд.


Локальные товаропроизводители благодаря более мягким требованиям к ГУ смогут активнее выходить на рынок, позиционировать себя на рынке с помощью региональных брендов
Задайте вопрос