В мае 2019 года первая партия российской молочной продукции была доставлена в Китай.
Речь идет о поставке ультрапастеризованного молока и молочных коктейлей общей массой около 1 тонны с молокоперерабатывающего предприятия Удмуртской Республики, сообщила пресс-служба Россельхознадзора. И еще несколько десятков тонн молочной продукции – пастеризованное молоко, сливки, молочные коктейли – в процессе транспортировки в КНР.
При этом в конце апреля в СМИ появилась информация, что объемы поставок молока в Китай наращивает и Беларусь. «Только за прошлый год экспорт этой продукции в КНР вырос в девять раз по сравнению с 2017 годом», – рассказал в интервью телеканалу «Беларусь 1» посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый. Право поставок молока в Китай имеют порядка 50 белорусских предприятий, российских – около 40.
Конкуренция российских и белорусских производителей на китайском рынке возможна, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «Но стоит отметить, что российским производителям проще поставлять продукцию в КНР из-за более близкого расположения к этой стране. В этом, безусловно, преимущество России перед Беларусью», – сообщил «ВиЖ» Дмитрий Рылько.
При этом, по его словам, говорить о том, выше ли качество российского молока по сравнению с белорусским, трудно. «Здесь все зависит от конкретного предприятия», – считает гендиректор ИКАР. Однако необходимо учитывать, что поставлять продукцию в Китай будут только те предприятия, качество и безопасность продукции которых подтверждены Россельхознадзором.
Дмитрий Рылько также отметил, что у России на китайском рынке есть еще один конкурент – Новая Зеландия. Эта страна уже давно и довольно активно поставляет в КНР молочную продукцию. Он также подчеркнул, что сейчас Китай заинтересован в импорте высококачественной молочной сыворотки. Среди российской молочной продукции КНР особенно привлекают молочные десерты, в частности мороженое.
– В целом рынок Китая можно считать очень перспективным, – уверен президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. – Это связано с тем, что Китай – страна с большим населением. Там довольно много потребителей молочной продукции. Кроме того, доходы населения КНР постоянно растут».
Он также считает, что стоит ожидать конкуренции с Беларусью на рынке Китая. «Однако необходимо понимать, что белорусские производители ориентированы главным образом на российский рынок. Китай они рассматривают больше как запасной вариант для сбыта продукции», – подчеркнул президент Национального союза экспортеров продовольствия.
Россельхознадзор ранее сообщал, что поставки молочной продукции в КНР будут осуществляться при условии функционирования в России и Китае систем, гарантирующих, что молоко произведено от здоровых животных. Кроме того, в странах должен осуществляться эффективный мониторинг остатков вредных и запрещенных веществ в продуктах.
Анастасия Князева