«Имея уровень самообеспеченности в 112%, Россия является чистым экспортером майонеза. На протяжении 2015–2019 годов наша страна нарастила зарубежные продажи на 27% в натуральном и 25% в стоимостном выражении», – отметили аналитики «Агроэкспорта».
По оценке экспертов, перспективные направления для поставок майонеза – страны ЕС: Франция, Германия, Нидерланды и Бельгия, а также Великобритания, Япония, Гонконг, Южная Корея и Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция и африканские государства.
Как отметил независимый эксперт Илья Ильюшин, вкус майонеза в разных странах отличается.
- «Так, в Европе майонез более плотный и менее жирный. Кроме того, у майонеза, произведенного в России по классической рецептуре, довольно короткий срок годности, поэтому продавать такой продукт на дальние рынки затруднительно», – пояснил эксперт.
При этом, по его словам, российские производители готовы менять рецептуры с целью развития географии экспорта. Он добавил, что изменение рецептур и увеличение сроков годности – это то направление, в котором российские производители в ближайшей перспективе будут работать, чтобы увеличить зарубежные продажи.
Фото: pixabay.com
По состоянию на 20 декабря прошлого года Россия увеличила экспорт майонеза в стоимостном выражении на 8,7% – до 121 миллиона долларов.
- «Основными потребителями российского продукта являются страны СНГ. Лидер среди импортеров – Казахстан, на который в последние годы приходится примерно треть всего объема экспортных продаж», – уточнили в «Агроэкспорте».
В январе – октябре в Казахстан отправлено 29 тысяч тонн майонеза, что на 6,7% больше за аналогичный период 2019 года. Стоимость поставок составила 36 миллионов долларов, это на 7,3% больше показателя предыдущего года. Второй традиционный покупатель российского майонеза – Беларусь. В тройку ведущих импортеров также входит Азербайджан.
Также в 2020 году российский продукт поставлялся в Германию, Израиль, США, Польшу, Китай и Южную Корею. Всего, по данным ФТС, в прошлом году список покупателей расширился до 53 стран против 43 в 2019. В частности, в него вошли Чехия, Австрия, Саудовская Аравия, Катар и Либерия.
Майонез – второй по популярности соус в мире после соевого, и, несмотря на тенденции здорового питания, уровень его потребления растет. По данным Euromonitor International, за последние четыре года глобальный рынок потребления майонеза рос на 1,5%. Около 63% мирового рынка приходилось на 5 стран: США, Россию, Японию, Бразилию и Мексику.
Наряду с потреблением майонеза в развитых странах спрос на продукт стабильно растет в странах Азии, Ближнего Востока, Африки.
По данным Росстата, в 2019 году на территории страны произведено 853 тысячи тонн майонеза и соусов на его основе, по сравнению с 2015 годом выпуск увеличился на 4,5%. В январе – ноябре 2020 года производство равнялось 753 тысячам тонн, что на 1,8% меньше аналогичного показателя предыдущего года.