Юлия Макеева
С момента вступления в силу постановления правительства, установившего новый регламент размещения в торговых залах молочных составных и молокосодержащих продуктов, прошло четыре месяца, но до сих пор продавцы путаются в правилах, поступают претензии от производителей, покупателям сложно сориентироваться. Последним под видом молочных продуктов теперь предлагают товары не только с содержанием пальмового масла, но и с говяжьим жиром.
В постановлении сказано, что натуральная молочная продукция должна быть визуально отделена от той, в которую добавлены заменители молочного жира (желательно с помощью полочных разделителей), и дополнена надписью «Продукты без заменителя молочного жира».
Трудности сортировки
По наблюдениям корреспондента «ВиЖ», сортировкой не стали себя утруждать в основном продавцы мелких торговых точек. Натуральные продукты, то есть те, в которые не добавлены посторонние ингредиенты, спокойно соседствуют в холодильниках с молочными товарами, содержащими растительные жиры.
В крупных сетевых магазинах регламент постарались выполнить. Некоторые ретейлеры даже украсили полки с натуральными продуктами изображениями буренки, похожей на героиню рекламы известного шоколада. Однако рассортировывают товар по раздельным полкам и в сегменте крупной торговли тоже не все. Некоторые ретейлеры ограничились сопровождением товара аббревиатурами БЗМЖ и СЗМЖ.
«Этот набор букв – творчество работников торговли, а не исполнение новых правил продаж, – отметил в разговоре с «ВиЖ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Правила обязывают продавца сопровождать так называемые продукты БЗМЖ вовсе не аббревиатурой, а надписью «Продукты без заменителя молочного жира», чего лично я почти нигде не видел».
«Новые правила выкладки молочной продукции в торговле соблюдаются пока не всеми торговыми организациями. Мелкие магазины шаговой доступности, сельские небольшие магазины, палатки, павильоны просто не имеют физической возможности разделить полки на «молочные» и «с добавлением растительного жира». Крупные сети это делают, но с большими нарушениями. Менеджеры крупных торговых сетей слишком детально стали выполнять постановление правительства, классифицируя молочную, молочную составную и молокосодержащую продукцию неправильно. Это повлекло неоправданные претензии к предприятиям», – рассказала корреспонденту «ВиЖ» председатель совета – директор Молочного союза России Людмила Маницкая.
Перестарались
Менеджеры торговых сетей стали выставлять на «немолочную» полку классические молочные составные продукты. Например, мороженое пломбир было отправлено на «немолочную» полку из-за вафельного стаканчика, а творожные глазированные сырки – из-за шоколадной крошки, глазури и печенья. В составе творожных десертов сомнения продавцов вызвали шоколадные шарики.
«Это абсолютно неправильное толкование постановления. Также иногда по этому признаку фиксируют нарушения исполнения этого постановления и контролеры, что приводит к неоправданным претензиям. На «немолочной» полке должна быть исключительно продукция, в которую намеренно добавлен растительный жир взамен молочного именно в молочной части продукта, – разъясняет в беседе с «ВиЖ» Людмила Маницкая. – Присутствие жировых ингредиентов в немолочной части – вафельных стаканчиках, глазури, шоколадной крошке и прочих частях продуктов – допускается по всем стандартам и регламентам. Это не переводит классические молочные и молочные составные продукты в категорию «молокосодержащих», «немолочных».
Производители, по мнению эксперта «ВиЖ», абсолютно правы, когда требуют вернуть классический пломбир в вафельном стаканчике на «молочную» полку.
Пальма уходит в тень
«Потребителю полезно не разделение молочных продуктов на полках, а отделение их от немолочных, «косящих» под молочные. Прежде всего для того, чтобы оценить честность предложенной ему цены. Пальмовое масло, например, на порядок дешевле молочного жира, и, хотя медики не считают его вредным, а некоторым людям даже полезным, содержащие его продукты должны быть заметно дешевле, что мы видим не всегда», – рассуждает Петр Шелищ.
Кстати, по данным Союза потребителей, под видом сыра и молочных продуктов среднестатистический россиянин съедает 6 килограммов пальмового масла в год. «Мы его потребляем в составе молочных, кондитерских и иных продуктов, чаще всего об этом и не задумываясь», – говорит Петр Шелищ.
Также председатель Союза потребителей в беседе с корреспондентом «ВиЖ» рассказал, что после повышения НДС на пальмовое масло до 20% некоторые производители нашли ему замену – говяжий жир. А потребление грубого животного жира, по мнению диетологов, вредит организму человека и может привести к ожирению.
А много ль корова дает молока
При этом натуральной молочной продукции в России производится и продается все же больше, чем с различными заменителями. В 2018 году, по информации Молочного союза, сыра было произведено 472,6 тысячи тонн, а сырного продукта – почти 194 тысячи тонн. В первом полугодии 2019 года производство сыра выросло на 20 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство сырного продукта уменьшилось на 6 тысяч тонн по сравнению с тем же периодом 2018 года.
Тенденция хорошая, считают эксперты «ВиЖ», однако производить только натуральную продукцию в России не получится. «Молока не хватит, – заявляет Людмила Маницкая. – И я думаю, что чистой молочной продукции сейчас примерно 30%. Надо ли больше? В принципе, к этому нужно стремиться. Однако экономические особенности страны не позволяют отказаться в одночасье от производства более дешевой молокосодержащей продукции. Поэтому она имеет право на существование, но только если такой товар высокого качества и безопасен для потребителя».
Сейчас же, по мнению экспертов «ВиЖ», необходимо добиться грамотного выполнения правил, которые задумывались, чтобы помочь покупателю в выборе. На этикетках порой много сложных терминов, потребителю приходится вчитываться в состав, чтобы понять, из чего же произведен продукт.
Нарушение регламента грозит продавцам штрафами, но проблема чаще всего в непонимании ретейлерами новых правил, отмечают эксперты. Молочный союз уже обратился в Роспотребнадзор с просьбой о подробном разъяснении порядка классификации молочной продукции и доведения правильной информации до работников торговли.