Больше доверия
Многие страны уже ввели строгие меры контроля применения антибиотиков в животноводстве, напоминает руководитель клинико-диагностического центра ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» (ФГБУ «ВНИИЗЖ») Ирина Корниенко. И это дало положительные результаты в сдерживании АМР.
По словам эксперта, антибиотикорезистентность патогенов приводит к тому, что терапия становится неэффективной, возникает необходимость увеличения доз, применения более токсичных и дорогостоящих препаратов. Кроме того, есть риски побочных эффектов, в частности дисбактериоза.
При этом важно определить методы контроля, которые будут способствовать предотвращению нарушений, добавляет Ирина Корниенко.
Административная ответственность призвана укрепить доверие к отрасли. «Она станет дополнительным стимулом для строгого соблюдения правил всеми участниками процесса — от производителей препаратов до ветеринаров», — подчеркивает эксперт. Законодательство уже предполагает определенную ответственность за ошибочные назначения ветпрепаратов. Например, если такая ошибка повлекла смерть животного либо существенно ухудшила состояние его здоровья, напоминает Василий Орленко, основатель и управляющий партнер юридической компании «Орленко и партнеры». Новая мера направлена на решение другой проблемы: назначение препарата помогло вылечить животное, но после этого развилась АМР.
Полная прослеживаемость
В усугублении антибиотикорезистентности зачастую виноваты не только ветеринары. «Владелец животноводческой фермы (да и хозяин домашнего животного) может давать антимикробные препараты и без врача, самостоятельно, в том числе «на всякий случай». Подобным образом в организм животных попадает гораздо больше антибиотиков, чем по рецептам ветеринара», — убежден Василий Орленко.
Поэтому ведущий специалист «Ветпродконсалтинга» Павел Комолов считает, что необходима полная прослеживаемость назначения лекарственных средств, их применение должно быть обоснованным: в случае болезни животных, а не в коммерческих целях. Но вводимые меры должны быть прозрачными и не мешать работать добросовестным производителям и ветеринарам, добавляет он. Кроме того, нужно прописать в документе конкретные критерии нарушений и сохранить условия для полноценного лечения животных без лишних бюрократических барьеров, продолжает Ирина Корниенко. А еще необходимо законодательно закрепить определенные ограничения при взыскании штрафов за нарушения при назначении ветпрепаратов. «Пропущенная запятая или очевидная опечатка не должны служить основанием для привлечения к ответственности», — говорит Василий Орленко.
При этом необходимо сделать так, чтобы ветврачи не начали бояться назначать лекарственные средства. «Не желая платить штрафы, ветеринары начнут в сомнительных случаях отказываться от назначения лекарственных препаратов, включенных в перечни для рецептурного и ограниченного применения. Это может ухудшить качество ветпомощи», — рассуждает юрист.
Каждую конкретную ситуацию неправомерного назначения рецептурных препаратов необходимо рассматривать отдельно. «К ответственности ветврача нужно привлекать только в ситуациях, когда его действия несут реальную угрозу», — уверен Василий Орленко.

Адвокат юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Сергей Волошин напоминает, что в медицине несколько лет назад обсуждали введение санкций за «нарушение порядка назначения лекарств», но норма так и не была не была принята. Это свидетельствует о сложности формулирования объективных критериев такого нарушения и понимании рисков чрезмерного давления на врача, поясняет юрист. «Ответственность медиков в основном реализуется через гражданско-правовые и дисциплинарные механизмы, а административные санкции адресованы прежде всего обороту и отпуску лекарственных препаратов, что представляется сбалансированным подходом», — говорит он.
Коровы — отдельно, кошки — отдельно
Президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа отмечает, что надо разделить регулирование ветеринарии продуктивных и непродуктивных животных. «Продуктивные животные связаны с безопасностью питания человека, и именно здесь нужен особый контроль», — отмечает он.
О дифференциации ответственности говорит и Ирина Корниенко. Штрафы для частного ветеринара, лечащего домашнюю кошку, и для главного ветврача крупного животноводческого комплекса должны быть разными.
Разработка нового антибиотика стоит миллиарды долларов, при этом новые формы создать все сложнее, напоминает Константин Садоведов, директор ветеринарных клиник «Алисавет». «По статистике, в Европе около 30 тыс. смертей в год связаны с АМР. Проблему надо решать на всех уровнях, в том числе и в ветеринарии. Ведь ветеринары могут сразу назначать препараты резерва из-за неэффективности привычных антибиотиков. Проблема есть и в агропромышленном комплексе, и в питомниках, у заводчиков, где содержится много животных», — отмечает эксперт.
В российской медицине уже внедряется трехуровневая система электронных рецептов, когда один экземпляр хранится в клинике, второй — у владельца, третий — в аптеке. Это позволяет отслеживать объемы использования антибиотиков.
«Нужно менять культуру отношения к лечению животных. Перед назначением антибиотиков и других препаратов необходимо знать диагноз или результаты анализов, дающие возможность его поставить», — подытожил Константин Садоведов.
Профилактика в приоритете
Главный принцип — не наказание, а профилактика, отмечает руководитель клинико-диагностического центра ФГБУ «ВНИИЗЖ» Ирина Корниенко. Эта работа должна включать:
- информирование ветврачей о правилах ответственного использования антимикробных средств, проведение курсов повышения квалификации;
- развитие диагностики, осуществление лабораторных исследований перед назначением препаратов;
- создание удобных и современных баз данных (справочников) по ветпрепаратам, их взаимодействию и правилам применения;
- контроль за оборотом лекарственных средств (продажа строго по рецептам).
Сергей Волошин также подчеркивает, что механизм правоприменения должен быть ориентирован не на карательную, а на предупредительную функцию. Нужно предусмотреть приоритет предупреждений контролирующих органов над штрафом, закрепить профессиональное усмотрение в экстренных случаях, а также предусмотреть переходный период с разъяснительной работой для ветеринарных специалистов.