Эксперты предложили новые пути роста российского агроэкспорта

Новости
07.02.2020 13:10:39
Для удвоения российского агроэкспорта до 45 миллиардов долларов к 2024 году надо учитывать конкурентные преимущества товаров, запросы стран-покупателей, а также решать логистические проблемы. Об этом говорили эксперты секции «Долгосрочная стратегия поддержки агропродовольственного экспорта России: вызовы, риски, приоритеты» в рамках Гайдаровского форума, который прошел в Москве 15–16 января.
Текст: Татьяна Донич

По федеральному проекту «Экспорт продукции АПК», рассчитанному до 2024 года, основной рост зарубежных поставок российского сырья и продовольствия как раз приходится на последние три года шестилетней госпрограммы развития сельского хозяйства до 2025 года. Сейчас самое время расставить приоритеты в экспортной стратегии, отметили эксперты.

Выбираем товар и страну

Важно учитывать конкурентные преимущества товаров. По словам завотделом исследований аграрных рынков Института аграрных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Натальи Карловой, в 2017 году из 170 экспортируемых из России товарных единиц лишь 30 обладали сравнительными преимуществами.

Между тем по теории международной торговли именно такие товары вносят основной вклад в интенсивное развитие экспорта. Делая ставку на экстенсивный путь развития, то есть включая в структуру экспорта новые товары, нужно понимать, что они могут обеспечить прорыв лишь в долгосрочной перспективе. В таком случае успех зависит как от выхода на иностранные рынки, так и от вкладываемых инвестиций в новые отрасли, считает эксперт.

«За последние десятилетия наметился мировой тренд на встраивание стран в глобальные продовольственные цепочки», – отметила Наталья Карлова. Китай, например, входит в список стран-экспортеров с низкой добавленной стоимостью – это сырьевая модель экспорта. Тогда как экспортная модель Германии основана на высокой добавленной стоимости. Универсального подхода в развитии собственной экономической модели нет, отметила Наталья Карлова, акцентируя важность избирательного подхода.

Кстати, предполагаемое увеличение экспортных поставок на китайский рынок несет определенные риски, считает эксперт. Ориентируясь на китайский рынок, Россия должна учитывать такие внутренние факторы, как замедление экономического роста в стране, торговые войны с США, сокращение численности трудоспособного населения и урбанизацию. К ограничению импорта российских товаров также может привести снижение курса национальной валюты в Китае.

Пока к 2024 году планируется поставлять в Китай объем продукции, равный тому, что сейчас поставляется на рынки СНГ.

Решаем проблемы с логистикой

Руководитель проекта по поддержке экспорта АПК Российского экспортного центра (РЭЦ) Денис Казанников рассказал, что Минсельхоз и Россельхознадзор проводят большую работу по наращиванию экспорта мяса птицы и молочной продукции в Китай, свинины во Вьетнам и говядины в Бразилию. Кроме того, налажены поставки по таким направлениям, как Венесуэла, ОАЭ и Южная Корея и другим странам.

Однако нужно решать проблемы с логистикой, несовершенством товаропроводящей инфраструктуры, таможенными ограничениями и субсидированием экспортеров. Так, в качестве решения логистической проблемы, в частности существенного перекоса на рефрижераторные услуги, РЭЦ совместно с РЖД и Минтрансом разработали программу предоставления 50-процентной скидки экспортерам на определенных маршрутах. За счет внедрения в транспортную инфраструктуру флекситанков удалось добиться 30-процентного роста экспорта масел. Контейнеризация и агроэкспрессы, то есть маршрутные ускоренные поезда, должны обеспечить абсолютно новые возможности перевозки продукции АПК, заметил Денис Казанников.

Получаем льготные кредиты

В вопросах кредитования акцент делается в первую очередь на технологическое перевооружение и обеспечение прироста выпуска продукции, сообщил зампредседателя правления Россельхозбанка Максим Любомудров. Для новых предприятий предусмотрены специализированные акселерационные программы. Различные программы инвесткредитования уже обеспечили расширение доли малых и средних предприятий, ориентированных на экспорт, на 40% в 2019 году, сообщил представитель Россельхозбанка.

Кстати, с 2017 года действуют доступные программы льготного финансирования. Так, например, программа № 1528, регулирующая предоставление кредитов по ставке от 1 до

5%. Для крупных агрохолдингов действуют программы, нацеленные на повышение их конкурентоспособности, например программа № 528. Еще одна программа – № 1764 – касается производителей-переработчиков, не подпадающих под первые две.

Вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут, в свою очередь, отметил, что, реализуя программу удвоения агроэкспорта, нужно помнить, что «важен не сам экспорт, а развитие отрасли». Если учитывать текущие пропорции экономики страны, показатели экспорта в 45 миллиардов долларов будут возможны тогда, когда общий ВВП составит 120 миллиардов долларов, что в 1,5 раза превышает актуальные показатели и кажется практически оторванным от реальности, отметил эксперт.

Представитель РЗС подчеркнул, что важны не столько количественные показатели по экспорту, сколько качество реализации товаров на внешний рынок. Другими словами, важно своевременно вписаться в мировой тренд по встраиванию в глобальные продовольственные цепочки с последующим присвоением добавленной стоимости. Спрос же на сырьевые товары будет оставаться всегда.

Задайте вопрос