В новом законопроекте предлагается ввести аукционы на добычу краба и рентабельных гидробионтов, а также распределить квоты на вылов отдельных видов рыб в Дальневосточном регионе. Сейчас законопроект готовится к первому чтению в Госдуме.
По мнению большинства участников рынка, представленный механизм с учетом опыта первого этапа приведет к сокращению добычи предприятиями малого и среднего бизнеса, потере рабочих мест, уменьшению поступлений в региональные бюджеты. У экспертов также есть опасения, что цель проекта – обновление устаревшего российского рыбопромыслового флота, не будет достигнута с учетом темпов реализации первого этапа.
Об итогах первого этапа
В рамках первого этапа инвестквот построен 21 из 27 запланированных рыбоперерабатывающих заводов, 7 из 64 рыбопромысловых судов и только 3 краболова из 41 планируемых.
Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков отметил, что для переноса сроков реализации инвестпроектов были как объективные, так и субъективные причины. «Сказались пандемия, санкционное давление, отказы в поставках оборудования. Все это привело к увеличению сроков строительства», – отметил он.
Сенатор от Камчатского края Валерий Пономарев заявил, что новым законопроектом «пытаются прикрыть провалы и недоработки первого этапа». По его словам, переход к следующему этапу несвоевременен. Это можно делать только после того, как будет завершен текущий этап и проанализированы все его недоработки.
Нужно доработать
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что освоение Мирового океана без обновления флота невозможно. «На байдарках его не освоишь», – сказал он. Вместе с тем, по словам Владимира Кашина, представленные механизмы требуют серьезной доработки.
О необходимости доработки законопроекта ко второму чтению говорил также статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства Иван Лебедев. «Предлагаемые решения сложные, но они направлены на обеспечение нашего технологического суверенитета и вывод отрасли на новый качественный уровень. Это работа по укреплению собственной рыбной отрасли и уходу от тотальной зависимости от инфраструктуры и интересов иностранных государств», – отметил он.
Иван Лебедев напомнил, что до недавнего времени отечественная рыбная продукция поставлялась на экспорт исключительно в непереработанном виде, а затем перерабатывалась за рубежом. «На нашей непереработанной рыбной продукции выросли целые города в различных странах Азиатско-Тихоокеанского региона», – сказал он.
Опасения представителей отрасли
Председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын выразил опасения, что в случае реализации этого проекта значительная часть ресурсов будет перераспределена в пользу нерегиональных рыбопромышленных компаний.
«Несмотря на самое активное участие камчатских предприятий, после ввода в эксплуатацию всех объектов инвестирования, по данным региональных властей, Камчатка лишится 200 тыс. тонн квот. После второго этапа эта цифра составит более 400 тыс. тонн. Это треть всех ресурсов региона», – отметил он.
На малый бизнес в регионе сегодня приходится всего около 10% квот. При этом малые предприятия составляют порядка 60% предприятий рыбохозяйственного комплекса региона. Риск банкротства навис над теми предприятиями, которые вкладывали средства в обновление судов вне программы инвестквот. «Получается, что забирают у тех, кто уже работает, и планируют отдать тем, кто только обещает начать работать», – отметил он.
Реализация законопроекта о втором этапе инвестквот, по мнению Валерия Пономарева, только на Дальнем Востоке лишит производственного ресурса 116 предприятий, 74 из которых являются представителями малого и среднего бизнеса, а 17 из них являются градообразующими.
«Законопроект приведет к банкротству этих предприятий, ликвидации населенных пунктов и оттоку населения с Дальнего Востока. Нужно найти компромиссные решения, которые будут экономически выгодными, а не губительными для региональных бюджетов. Мы не имеем ни юридического, ни морального права принять этот закон, если все рыболовецкие регионы высказались против», – прокомментировал он.
Опасения по поводу того, что предприятия малого бизнеса будут вытеснены крупными игроками на рынке, высказал также председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
«Что мы видим? Законодательные органы Приморского и Хабаровского края, Магаданской и Сахалинской области не поддерживают этот законопроект. Его реализация неизбежно повлечет негативные социальные последствия, так как многие рыбопромышленные предприятия располагаются в небольших населенных пунктах, обеспечивают занятость, социальную стабильность, предотвращают отток работников из отрасли и семей из указанных территорий. В ряде отдаленных районов на Дальнем Востоке такие предприятия являются градообразующими.
Прекращение или вынужденное сокращение их деятельности приведет к росту безработицы, социальной напряженности рыбацких поселений. Нас это беспокоит», – сказал он, призвав отложить сроки вступления в силу данного законопроекта.
Точка зрения Росрыболовства
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что, несмотря на существующие проблемы в отрасли, необходимо и дальше двигаться в сторону инвестиционного развития и сохранить исторический принцип распределения квот.
По его словам, большие споры вызвало предложение ввести аукционы на ценные морепродукты. «Давайте вместе подумаем над списком тех видов водных биоресурсов, которые будут выставляться на аукцион, чтобы не допустить перекоса по отдельным регионам, где это несет социальную направленность, например, для Сахалина и Курильских островов», – предложил он.
В сфере малого бизнеса глава Росрыболовства предлагает разделить действительно частные компании от условно малого бизнеса – небольших предприятий, которые входят в состав холдингов.
«Мы готовы выработать модель, чтобы поддержать малый бизнес, чтобы ресурс инвестквот у них не забирать. Возможно, это будут какие-то перечни предприятий, которые направят губернаторы. Мы готовы рассматривать различные механизмы», – отметил Илья Шестаков.
Мнение главы ВАРПЭ
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев отметил, что в условиях санкционного давления реализация данного законопроекта может иметь еще одну опасность. «Авторы законопроекта предлагают создание 2–3 сверхкрупных корпораций, которые в ближайшие 3–4 года сконцентрируют в своих руках минтай, краб и треску, а затем, спустя еще пару-тройку лет, и лосось. Странно, что авторы законопроекта не видят очевидную угрозу. Концентрация значительных объемов промысловых ресурсов в одних руках в условиях нарастания санкционного давления может привести к фактическому разрушению отрасли при введении полномасштабных санкций против наиболее крупных квотодержателей», – отметил он.
По мнению Германа Зверева, целесообразнее было бы не устанавливать для предпринимателей экономически невыполнимых обязательств, а сохранить многоукладность отрасли с гарантируемой долей вылова субъектами малого и среднего бизнеса не ниже 12–15% от совокупного вылова.
Выводы Счетной палаты
В Счетной палате также раскритиковали законопроект по нескольким причинам. Анализ темпов строительства судов на первом этапе показал, что сроки их запуска в эксплуатацию неоднократно переносились. «Возникает вопрос, а стоит ли снова заставлять рыбаков влезать в долги и заключать новые контракты, если неизвестно, когда и будут ли вообще реализованы проекты первого этапа», – отметил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов. По его словам, текущая ситуация с реализацией проектов не позволяет рассчитывать на существенное обновление рыбопромыслового флота в ближайшие годы. Кроме того, на ближайшую пятилетку загрузка судостроительных компаний достигает практически 100%.
Введенные ранее в эксплуатацию объекты береговой переработки не способствовали значительному увеличению объемов продукции с высокой добавленной стоимостью. «По данным Росстата, если в 2017 году доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства составляла 25%, то в 2021 году она увеличилась всего на 4%», – отметил он.
Реализация права добычи крабов на аукционах не привела ни к появлению на рынке новых игроков, ни к существенному увеличению экономической эффективности. «Реализация лотов на проведенных в 2019–2020 годах крабовых аукционах осуществлялась взаимозависимыми юрлицами, за которыми уже были закреплены доли квот в морских водах. В доход бюджета поступило 144,2 млрд рублей, что на 17,7% больше по сравнению со стартовой ценой выставленных на торги лотов. С учетом суммарного размера предоставленной скидки в 75% объем недополученных доходов федерального бюджета превысил 300 млрд рублей», – сообщил аудитор.
Представитель Счетной палаты отметил, что введенный механизм закрепления долей без квот сроком на 15 лет с условием постройки судов в течение первых 5 лет дает возможность инвестору осуществлять пользование промысловыми запасами с момента заключения инвестдоговора на постройку судна-краболова. «А это позволяет окупить все затраты менее чем за 2 года и за оставшиеся три получить сверхприбыль независимо от исполнения инвестобязательств», – отметил аудитор.
По его словам, аукционный механизм создает риск использования природных ресурсов без достижения ожидаемых результатов.
Кроме того, начиная с 2024 года не исключен риск направления компаниями, которые будут полностью лишены ресурсов, исков о возмещении убытков и упущенной выгоды из-за невыхода на промысел. «Суммарно их размер может достичь 400 млрд рублей по крабам, а по моллюскам и прочим беспозвоночным – 50 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с объемами инвестиций и доходами от планируемых аукционов в рамках второго этапа инвестквот», – добавил Сергей Мамедов.