Возврат продукта ненадлежащего качества
«Если после покупки продукта стало очевидно, что товар ненадлежащего качества, его надо принести обратно в магазин вместе с чеком. На чеке указана дата и время, а также место, где товар был приобретен. В 99 случаях из ста продавец возвращает деньги», – отмечает Петр Шелищ. Эксперт уточнил, что это право покупателя по закону «О защите прав потребителей». «Согласно 18 статье этого закона, потребитель вправе вернуть товар ненадлежащего качества и потребовать возврата денег», – пояснил Петр Шелищ.
Пищевые продукты признаются некачественными, если, в частности, не соответствуют информации на этикетке или маркировке либо имеют явные признаки недоброкачественности, сообщается на сайте Роспотребнадзора. Покупатель может потребовать либо вернуть деньги, либо заменить испорченный товар.
Если не сохранился чек за покупку, Петр Шелищ советует изучить маркировку – на ней, как правило, указано, когда продукт был расфасован – эта информация станет доказательством, что товар испортился до истечения срока годности, и поможет вернуть деньги.
Возврат непонравившегося продукта
«Если вам просто не понравился вкус продукта и вы приносите его в магазин с претензией, то, скорее всего, товар назад не примут. Срок годности не вышел, продукт не испорчен, а на вкус и цвет товарища нет», – поясняет председатель Союза потребителей России.
Между тем некоторые торговые сети обещают вернуть деньги, если не понравился вкус продукта. «Обязанностью магазинов это не является, но это их право. Естественно, такая акция – рекламный ход, как и обещание вернуть разницу в стоимости товара, если где-то нашли дешевле», – добавил эксперт.
Петр Шелищ подчеркивает, что принципиально важно вернуть испорченный продукт до истечения срока годности, так как после изготовитель не несет ответственности за товар.
При этом, по словам эксперта, потребители весьма редко возвращают испорченные продовольственные товары в магазин, предпочитая их выбрасывать. Исключение – дорогие продукты, на возврат которых покупатели готовы потратить время и силы.
Действия покупателя при отказе продавца вернуть деньги
«Если продукт ненадлежащего качества отказались принять в магазине, то на месте следует написать претензию в двух экземплярах. На втором экземпляре, который покупатель оставляет себе, надо поставить подпись о получении претензии любого должностного лица магазина, продавца или менеджера, с указанием даты», – поясняет Петр Шелищ.
После этого придется подождать: по закону срок ответа на обращения граждан – месяц. Если же в течение месяца от магазина ответа нет или организация написала, что не будет удовлетворять претензию и возвращать деньги, у потребителя есть право обратиться в Роспотребнадзор. Однако доля обращений, которые касаются продовольственных товаров, весьма незначительна, уточнил Петр Шелищ.