+7 (495) 925 06 34
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей
и выберите большее число
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
< назад

Пчеловодам объяснили, попадет ли натуральный мед под обязательную маркировку

Маркировка меда для розничной продажи в России начнется с 1 сентября 2026 года. Однако уже сегодня пчеловоды активно обсуждают, как нововведение отразится на отрасли, ведь мед — это не фабричный продукт, а результат труда пчел. Кто должен будет наносить коды — производитель или сами пчелы?

Пчеловодам объяснили, попадет ли натуральный мед под обязательную маркировку
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

С этого началась оживленная дискуссия на симпозиуме по пчеловодству, прошедшем в Московской ветеринарной академии. С разъяснениями для пчеловодов выступил Александр Буч, руководитель проектов управления безакцизной пищевой продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ — оператор цифровой маркировки «Честный знак»).

Что подлежит маркировке, а что — нет

Главный вопрос, вызвавший оживленную полемику: должен ли маркироваться натуральный мед, произведенный пчеловодом на своей пасеке без переработки? Ведь согласно ГОСТу, мед натуральный — это продукт, произведенный медоносными пчелами, и, следовательно, пчеловод не является «производителем» в классическом смысле.

Александр Буч пояснил, что под маркировку попадает продукция в потребительской упаковке, которая реализуется физическим лицам. «Если мед продается оптом, во флягах или бочках как сырье, то это транспортная упаковка, и маркировать ее не нужно. Но если мед фасуется в баночки и продается в розницу, тогда маркировка обязательна», — сказал он.

Таким образом, маркировке подлежит мед именно в потребительской упаковке, в которой он поступает в розничную торговлю.

ЛПХ без маркировки

Отдельное внимание на встрече уделили вопросу участия личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

«По другим товарным группам ЛПХ не являются участниками оборота товаров и, соответственно, не маркируют продукцию. Если правительство примет аналогичное решение и по меду, то ЛПХ также будут освобождены от этой обязанности», — уточнил Александр Буч.

То есть пчеловоды, реализующие мед на ярмарках, рынках или частным образом, без промышленной фасовки, скорее всего, останутся вне системы обязательной маркировки.

Эксперимент и подготовка отрасли

В ближайшее время планируется запустить эксперимент по маркировке продукции пчеловодства, участие в котором смогут принять как крупные производители, так и малые пасеки.

«Эксперимент позволит бесплатно протестировать систему, понять, как она работает, и подготовить пчеловодов к переходу», — отметил представитель ЦРПТ.

Коды будут предоставляться без оплаты, а производители смогут опробовать различные способы их нанесения:

  • прямое нанесение (лазерное или струйное);
  • стикерование — наиболее простой способ для малых предприятий;
  • типографская печать — для крупных фасовочных линий.

Отраслевые союзы также могут подготовить свои замечания, чтобы учесть специфику маркировки натурального меда.

Читайте нас в Telegram

Животноводство, 29 октября 2025, 9:42
Какие новости интересны читателям «Ветеринарии и жизни»? Пройти опрос
Еще по теме
Читайте также:

Самое читаемое

Интервью: «Мы не хотим создавать барьеры для заводчиков — только прозрачные правила»
Шпиц, чихуа-хуа и корги возглавили топ популярных пород собак 2022 года
Минсельхоз ограничил вылов лосося на Дальнем Востоке
Номер  9 (100) СЕНТЯБРЬ 2025
Читать газету
«Ветеринария и Жизнь»
Газета ВиЖ. Купить
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей
и выберите большее число
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности»