Законопроект о запрете использования реагентов на тротуарах и во дворах внесен в Госдуму

Новости
10.02.2020 09:50:05
Законопроект, запрещающий использовать химические реагенты в качества противогололедных материалов за пределами проезжей части, внесен в Госдуму депутатом Олегом Лебедевым (КПРФ). С документом ознакомилось издание «Ветеринария и жизнь».
Текст: Юлия Макеева

По дорожным нормам в России применяют два вида противогололедных материалов: твердые (сыпучие) и жидкие (фрикционные, химические).

«Кроме песка, гравия, щебня и шлака в состав противогололедных смесей добавляют химические соединения: хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты, природные рассолы. Они понижают температуру замерзания воды и ускоряют плавление снега и льда на дорогах», – следует из пояснительной записки к законопроекту.

Действующая технология допускает использование химикатов при уборке тротуаров и дворов. Участки, которые обрабатываются реагентами, граничат с открытой почвой, водоемами и растительностью.

«Химические вещества, попадая в природную среду, оказывают негативное воздействие на почву, растения и живые организмы», – поясняет автор законопроекта.

Предлагается запретить использование химических реагентов за пределами проезжей части. На тротуарах, детских площадках, во дворах, на территориях школ и детсадов использовать только песок, гравий, щебень.

Экологи и врачи о вреде реагентов 

Сотрудники геологического факультета МГУ провели исследование «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве». Ученые пришли к выводу, что реагенты приводят к засолению почвы.

«Ее структура под действием хлоридов уплотняется, частицы слепляются друг с другом и возникает своеобразная соляная корка», – говорится в исследовании.

«Хлорид натрия, казалось бы, – обычная поваренная соль, а хлорид кальция – пищевая добавка, но на дороге они вступают во взаимодействие с различными химическими веществами. Это, например, углерод и сера, которые выделяют автомобильные покрышки, днища машин обработаны антикоррозийными материалами, еще один источник химикатов – омыватели стекол автомобилей. Все вместе получается «химический коктейль», который наносит вред растениям, животным и людям», – отметил в беседе с «ВиЖ» председатель совета общественной организации «Общество охраны природы Сибири» Александр Станковский.

На растениях образуется соляная корка, деревья у дорог всегда чахлые, продолжает эксперт. Испарения химикатов могут быть опасны для астматиков, предупреждает Александр Станковский.

К ветеринарам в зимнее время часто обращаются владельцы домашних животных.

«Они обращают внимание, что собаки после прогулки лижут лапы и ведут себя беспокойно. Как правило, мы диагностируем ожоги или межпальцевый дерматит у собак», – рассказала «ВиЖ» координатор проекта «Ветеринарный центр «УМКА» Надежда Кислицына (Челябинск).

Зарубежный опыт

В Швеции для борьбы с гололедом применяют метод ученого Торгейра Ваа. Мелкий песок смешивают с горячей водой и разбрызгивают эту смесь на снег и лед, в результате песчинки «вплавляются» в лед, делая поверхность шероховатой.

В Норвегии строят автомобильные трассы с подогревом. А в Японии для борьбы со льдом не используют никаких радикальных средств – там просто чистят дороги.

Задайте вопрос