Как выявляют фантомы в сфере АПК

Новости
08.09.2020 08:35:00
Один из признаков фантомной площадки в сфере АПК – несоответствие количества сырья, которое поступило на предприятие, и объема выпускаемой продукции, рассказал в интервью изданию «Ветеринария и жизнь» заместитель начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора Максим Цуканов.
Текст: Юлия Макеева

– Максим Валерьевич, как выявляют предприятия-фантомы?

Такие компании выявляют сотрудники Россельхознадзора во время мониторинга информационной системы «Меркурий». Инспекторы проверяют транзакции производителей, обращают внимание на объемы сырья, поступающего на предприятие. Например, если инспекторы видят, что на предприятие поступило 600 килограммов сухого молока, а из него произвели шесть тонн сыра, возникают сомнения. Допустим, что сухое молоко восстановили до нормализованного – это один к десяти, то есть из 600 килограммов сухого молока получится шесть тонн нормализованного. Но такого количества по технологии не хватит для производства шести тонн сыра, поскольку для изготовления килограмма сыра нужно минимум семь литров молока.

После выявления таких несоответствий в системе «Меркурий» проводится более детальный анализ деятельности этого предприятия.

Сейчас тестируется модуль для автоматической фиксации всех этих процессов.

– В каких сферах чаще всего выявляют фантомные предприятия?

В основном это молочная промышленность. Предприятия-фантомы создаются чаще всего для введения в оборот продукции неизвестного происхождения. Например, для ввоза товаров из Республики Беларусь, поставки которых запрещены в Россию. Цепочка движения в этом случае следующая: товар направляется в другие страны ЕАЭС (Казахстан, Армению или Киргизию) транзитом через Россию, но до пункта назначения не доезжает. Для того чтобы ввести эту нелегальную продукцию в оборот, на российском рынке ее перемаркируют, используя фантомную площадку. Другой пример такой недобросовестной деятельности – легализация фальсифицированной продукции, когда, например, сырный продукт по документам выдают за сыр, чтобы получить больше прибыли.

– Выявление фантомных площадок способствует более честной конкуренции на рынке?

Конечно, в этом заинтересованы сами добросовестные производители. Продукция, которая проходит через фантомные предприятия, ниже по себестоимости, чем у добросовестных предпринимателей. Простой расчет: литр фермерского молока стоит 25–27 рублей, на производство одного килограмма сыра необходимо семь-восемь литров молока. Таким образом, затраты только на молоко составляют около 200 рублей. А еще необходимы белковые концентраты, также нужно учесть трудозатраты и амортизацию производства. При минимальных подсчетах себестоимость килограмма полутвердого сыра от производителя составит около 350–400 рублей. А в магазинах сыр лежит по 300 рублей за килограмм. Такой продукт не может не вызывать подозрений и по происхождению, и по качеству.

– Пресечение деятельности фантомных площадок помогает очистить рынок от фальсификата?

Конечно, система «Меркурий» вместе с современными лабораторными исследованиями способствует очищению рынка от фальсификата. Если раньше многие производители грешили тем, что добавляли пальмовое масло, например, в глазированные сырки, теперь таких фактов стало на порядок меньше. Определить наличие растительных жиров в молочном продукте стало гораздо проще благодаря более совершенной лабораторной базе. Поэтому портить себе репутацию такими фактами многие уже не хотят.

Справка «ВиЖ»

По данным Россельхознадзора, с января по август 2020 года на российском рынке пресечена деятельность 1,9 тысячи фантомных площадок. В том числе 1017 фантомов выявлено в сфере производства и 924 фантомные площадки – в сфере торговли. Среди выявленных предприятий-фантомов наибольшее количество в сфере молочной промышленности – 489, в мясной промышленности – 318, в рыбной – 118.

Предприятие-фантом – это производитель, у которого отсутствует производственное оборудование либо нет даже производственного помещения. Например, декларируются общежития, комнаты в общежитиях или квартиры.

Фантомные площадки в сфере торговли – это помещения якобы для хранения и реализации перемещаемой продукции. По факту это может быть офис, где стоит только стол и стул, а движение продукции осуществляется лишь по документам.

Задайте вопрос
Яндекс.Метрика