Такие продукты предлагается называть — «крем», «паста», «соусы», «коктейли», «напитки», в зависимости от консистенции.
С 1 июля 2019 года магазины по новым правилам разделяют натуральную молочную и молокосодержащую продукцию. На ценниках указаны аббревиатуры – БЗМЖ – без заменителя молочного жира, и ЗМЖ – с заменителем молочного жира. Но, как правило, покупатели не вникают в суть набора букв. Новая инициатива призвана улучшить навигацию покупателей на молочных полках и четко разделить, где натуральный молочный продукт, а где – с пальмовым или кокосовым маслом.
В Союзе потребителей России предложение поддерживают, сообщил изданию «Ветеринария и жизнь» председатель организации Петр Шелищ.
«В целом отношение положительное. Но в этом вопросе нужно соблюсти золотую середину, чтобы название информировало потребителя, но в то же время не дискредитировало продукт в глазах покупателя», – отметил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Эксперт сообщил, что подобное предложение рассматривалось еще в начале 2000-х. Тогда предлагалось ввести наименования: молочно-растительные и растительно-молочные продукты, в зависимости от объема содержания растительного жира.
Стоит отметить, что вся молочная продукция с 1 ноября сопровождается электронными ветеринарными сертификатами, оформленными в системе Россельхознадзора «Меркурий», что помогает выявлять значительную долю фальсификата. Каждый пятый товар на молочной полке мог оказаться некачественным.
«Решение вопроса с обманом потребителя, несомненно, стоит решать в комплексе. Сегодня разработанная Россельхознадзором система «Меркурий» уже доказала свою эффективность в части борьбы с молочным фальсификатом. Тем не менее, в систему не включена продукция с содержанием молока менее 50%, поэтому такие продукты остаются в «тени», — говорит советник Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Юлия Мелано.
Сторонники переименования молокосодержащих продуктов приводят в пример «кетчуп» и «томатную пасту». Кетчуп состоит из помидоров, но название у него другое. Так и товарам на основе молока, содержащим растительные жиры, предлагается дать другое определение. Густую продукцию можно назвать «кремом» или «пастой», жидкую – «коктейлем» или «напитком», рассказал «Известиям» глава технического комитета при Росстандарте Аркадий Пономарёв. Эксперт уточнил, что предложение обсуждалось на техническом комитете при Росстандарте с участием производителей молочных продуктов, протокол решения направлен в Минсельхоз. Также Аркадий Пономарев пояснил, что принимать такую инициативу нужно на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так как действия техрегламентов распространяются на все государства объединения (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия).
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что изменения затронут производителей,поскольку новые наименования могут снизить спрос на товар – люди будут искать на прилавках привычные глазу этикетки и не находить их.
В Национальном союзе производителей молока отметили, что продукты с ЗМЖ – самостоятельная категория, которая отличается по пищевой ценности от молока и молочных продуктов.
Между тем, натуральной молочной продукции в России производится и продается больше, чем с различными заменителями. В 2018 году, по информации Молочного союза, сыра было произведено 472,6 тысячи тонн, а сырного продукта – почти 194 тысячи тонн. В первом полугодии 2019 года производство сыра выросло на 20 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство сырного продукта уменьшилось на 6 тысяч тонн по сравнению с тем же периодом 2018 года.