Юлия Макеева
К истощению водных биологических ресурсов мирового океана среди прочего приводит государственное субсидирование тралового лова. Страны–участницы Всемирной торговой организации (ВТО) сейчас обсуждают соглашение об отмене субсидирования, сообщает академический журнал MarinePolicy (Великобритания), посвященный исследованиям океана.
Трал – высокопроизводительное буксируемое сетное отцеживающее орудие лова, широко применяемое в мировом морском промышленном рыболовстве. Однако эксперты считают, что различные траловые устройства губительны для морских экосистем, так как захватывают вместе с рыбой и водоросли, и обитателей морской фауны, нанося им серьезный урон.
Издание приводит результаты исследования, проведенного в 152 странах канадскими учеными Университета Британской Колумбии. Ученые заявляют, что биологические ресурсы мирового океана истощаются из-за тралового вылова, который активно субсидируется Китаем и странами ЕС.
«В 2018 году общий объем субсидий, квалифицированных как вредоносные, был оценен в 22 млрд долларов, что составляет 63% мирового бюджета на развитие рыбной отрасли. Только Китай выделил 7,2 млрд долларов субсидий», – говорится в исследовании, опубликованном в MarinePolicy.
На долю Европейского союза приходится 11% субсидий в размере 2 млрд долларов.
Субсидии, которые издание называет разрушительными, по мнению ученых, стимулируют чрезмерную добычу и нелегальный вылов, поскольку индустриальные траловые суда гарантированно получают оплату топливных расходов.
Мнение
Вячеслав Бычков, президент ассоциации «Ярусный промысел»:
– Субсидирование рыболовства, которое существует в ряде стран, действительно создает несправедливую конкуренцию на мировом рыбном рынке и вызывает чрезмерную эксплуатацию тех или иных видов водных биоресурсов. Это опасно тем, что подрывает природные запасы. И, кроме того, нарушает экономический баланс.
К слову, в России таких субсидий нет, рыбная отрасль, в отличие от сельского хозяйства, не является дотационной. А недавно введенные государственные меры по стимулированию строительства рыболовного флота и рыбоперерабатывающих фабрик по своей сути не являются субсидией: рыбаки вкладывают в инвестиционные проекты собственные средства. То есть из госбюджета на это не идет ни копейки.
Прямые же субсидии некоторых стран (неважно, на траловый или еще какой-либо вид промысла) провоцируют чрезмерный вылов рыбы и других морепродуктов. Риски здесь зависят не от орудия промысла, а от самого подхода к рыболовству. Необходимо соблюдение правил рыболовства, учитывающих природно-биологические особенности популяций водных биоресурсов. Даже самым экологичным орудием лова можно истощить запасы, если не следовать рекомендациям науки и не соблюдать предосторожный подход. Траловый промысел – основной в мире, но при соблюдении правил рыболовства он не является опасным сам по себе.
Российское отраслевое законодательство – одно из самых передовых в мире и направлено не только на обеспечение эффективного промысла, но и на сохранение природных запасов. Это общепризнанный факт. Законом прямо предусмотрено, что при увеличении рисков для сохранения запасов водных биоресурсов правительство может вводить ограничения и запреты на рыбалку.
Из недавних примеров – запрет на вылов мойвы в Баренцевом море в связи с сокращением ее запаса. И в целом у нас в стране устанавливаются ежегодные лимиты на объем вылова того или иного вида рыбы, крабов, водорослей. В случае превышения квоты рыбаки рискуют лишиться права вылова навсегда, поэтому добросовестные компании строго соблюдают эти правила.
Кроме того, в последние годы российские рыболовные компании все активнее сертифицируют свою деятельность по международным экологическим стандартам. То есть они отвечают требованиям устойчивого рыболовства, не вредя воспроизводству рыбных запасов. Пройдя соответствующую проверку и выполнив определенный набор требований, такие компании получают сертификат Морского попечительского совета (Marine Steward ship Council или MSC) – международной независимой организации.
Сертификацию MSC проходят и компании, ведущие ярусный промысел, который считается одним из самых безопасных с точки зрения экологии, и компании, добывающие минтай, сельдь, треску и тихоокеанского лосося тралами.
Мы еще в начале пути, но это направление продолжает развиваться.
Фото Free-Photos/pixabay.com