Проектом предлагается исключить требование об обязательном наличии у продавца книги жалоб и предложений. «Как устаревшего механизма, целесообразного в условиях иной формы экономики, не предполагающей конкурентной среды, свойственной рыночной экономике», – пояснили авторы документа.
Против отказа от книги жалоб и предложений выступил Союз потребителей России. «Для многих потребителей, особенно пожилых людей, этот формат был привычным. Не все покупатели владеют Интернетом и будут готовы зайти на сайт, чтобы оставить свой отзыв», – рассказал изданию «Ветеринария и жизнь» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его мнению, ведение этой книги необременительно для бизнеса. То же самое касается стендов «Уголок потребителя», считает эксперт.
Кроме того, проектом новых правил предлагается закрепить введение ограничений и запретов на реализацию тех или иных продовольственных товаров только на федеральном уровне: законами, указами президента или постановлениями правительства. «Каждое новое ограничение, вводимое в субъектах Российской Федерации на оборот того или иного товара, оборотоспособность которого не ограничена на федеральном уровне, как правило, не имеет достаточного обоснования и создает негативный регуляторный прецедент, препятствующий развитию экономики Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке.
Также к федеральному регулированию предлагается отнести методические рекомендации к выкладке молочных и молокосодержащих продуктов.
Помимо этого, новыми правилами предлагается разрешить покупателям фотографировать товары в магазине, а продавцов – обязать устанавливать в торговых залах весы и устройства, показывающие стоимость продукции.
Проектом также предлагается уточнить правила дистанционной торговли, в частности заключение договоров оферты с покупателем, правила возврата товара при онлайн-покупке.
По мнению Петра Шелища, раздел, касающийся дистанционной торговли, недоработан. «Проект не содержит ряд важных норм действующих правил, таких как обязанности продавца предупредить потребителя об известных ему недостатках продаваемого товара в письменной форме, по требованию потребителя ознакомить его с определенной товаросопроводительной документацией, передать ему товар в надлежащей упаковке, не продавать товар, который уже продан потребителю», – пояснил эксперт.