Одна из распространенных в мире практик, которая стимулирует сельхозпроизводителей улучшать условия содержания птиц и животных, заключается в введении добровольной маркировки. Эта маркировка сообщает покупателям, что продаваемый продукт происходит от животных, выращенных в благополучных и гуманных условиях. Стоимость таких товаров выше. То есть потребитель фактически доплачивает производителю за то, что тот содержит животных в условиях, превышающих принятые на государственном уровне стандарты.
В 2020 году о готовности доплатить за более гуманные условия содержания животных и птиц на фермах и птицефабриках заявлял 71% опрошенных жителей страны. На сегодня эта доля упала на 10 процентных пунктов (п. п.), до 61%, сообщает НАФИ.
Наиболее оптимальной доплатой за гуманное содержание животных и птиц россияне считают наценку в 5–10% от рыночной стоимости товара. Переплату в 5% считают приемлемой 22% опрошенных, еще 17% россиян готовы переплатить 10% от цены. Более 30% от стоимости продукции согласились переплатить 13% потребителей, 11% участников опроса заявили, что цена таких продуктов для них не имеет значения.
При этом, как показало исследование, 60% жителей России имеют слабые представления о том, в каких условиях содержатся сельхозживотные и птица. Не более 13–14% опрошенных ответили, что знают об этом достаточно хорошо. Знания о содержании коров у россиян значительно выше – 27% респондентов сообщили, что знают об условиях содержания этих животных на фермах.
В наиболее гуманных условиях, по мнению россиян, содержат коров, дающих молоко, – так считают 67% опрошенных. Наименее гуманные условия содержания в представлении жителей страны – у бройлерных цыплят и прочей птицы, кроме кур-несушек.
Исследование проводилось путем онлайн-опроса на платформе «Тет-О-Твет». Более подробно с его результатами можно ознакомиться на сайте аналитического центра «НАФИ».