По словам экспертов, это связано с тем, что в онлайн-формате в первую очередь товары приобретаются впрок, другая причина– ограничения минимального размера покупки, чтобы доставка была бесплатной.
По данным компании Nielsen на апрель 2020 года, интернет-торговля удвоила долю продаж в структуре всего рынка товаров повседневного спроса с 1,8 до 5%.
«Возможность доставки свежих продуктов до двери в условиях самоизоляции привела к тому, что интернет-торговля продемонстрировала рекордные темпы роста и зафиксировалась на новом уровне», – отмечают в Nielsen. Каждый третий потребитель в России (или около 34% покупателей), приобретавший в интернете товары повседневного спроса в период самоизоляции, не совершал таких покупок регулярно до COVID-19. «И есть все основания полагать, что он продолжит пользоваться этим каналом для повседневных покупок в дальнейшем», – считают авторы исследования.
В целом в изменившихся из-за пандемии предпочтениях покупателей аналитики Nielsen выделяют еще четыре тенденции.
Выбирают большую упаковку
В течение последних месяцев потребители начали приобретать большие упаковки товаров в разных категориях. «Только в мае упаковка более четверти товаров повседневного спроса выросла в объеме на 3% и более», – отмечают эксперты Nielsen.
Повысились требования к качеству
«В мире после пандемии многие покупатели наверняка окажутся более требовательными к качеству и свойствам приобретаемых товаров», – прогнозируют эксперты. По их словам, уже сейчас потребители отдают предпочтение продуктам с дополнительными характеристиками. Например, с добавлением витаминов.
Приобретают товары на месяц
Если в 2019 году наиболее часто потребители совершали небольшие покупки товаров на каждый день, то на данный момент наиболее популярны закупки на неделю или месяц, отмечают авторы исследования.
Поиск скидок
«В среднем 31% потребителей в России стали чаще искать в магазинах товары со скидками», –приводят данные представители компании.
Причина – снижение доходов населения. Почти четверть российских потребителей (24%), опрошенных Nielsen, заявили, что пандемия повлияла на их финансовое положение. Эксперты констатируют, что в магазинах большим спросом начали пользоваться товары из низкого ценового сегмента. Их значимость в структуре рынка выросла для почти половины (47%) категорий повседневного спроса.
«При этом в группе премиального ценового сегмента наблюдается обратная тенденция – доля продаж сократилась», – отмечают авторы исследования. Они уточняют, что тенденция коснулась различных категорий товаров, в том числе мяса.
Между тем эксперты для увеличения продаж рекомендуют делать ставку на промоакции и сезонные товары, например мороженое. «С учетом того, что многие потребители, уставшие от длительного пребывания дома, отправятся в парки, на пикники, чтобы порадовать себя», – уточнил директор по работе с ретейлерами Nielsen в России Константин Локтев.
Исследование проводилось в марте — мае 2020 года. Методология: опрос проводился среди респондентов в городах с населением более 1 миллиона человек методом онлайн-опроса. В опросе по России приняли участие 1000 человек, мужчины и женщины в возрасте 18-65 лет.
Nielsen (NielsenHoldings PLC) –американская компания, крупнейшая независимая организация в сфере маркетинговых исследований в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмеренийи анализа потребительского поведения. Офисы находятся более чем в 100 странах мира, штат сотрудников составляет более 44 тысяч человек.