Кильку, в основном анчоусовидную и большеглазую, активно вылавливали на Каспии до 2001 года. Потом из-за природной катастрофы большая часть этой рыбы погибла, флот ушел с промысла. Однако запасы кильки обыкновенной (третий вид каспийской кильки) пострадали меньше всего и к настоящему времени восстановились. Это подтвердили исследования, которые провел Волжско-Каспийский филиал ВНИРО (КаспНИРХ). Полученные материалы позволили определить районы и сроки концентрации кильки, актуализировать правила рыболовства, разработать эффективные орудия и способы добычи. На Каспий стали привлекать рыболовные суда из других бассейнов.
Решили рискнуть
«Были опасения, что ничего не поймаем, но решили рискнуть. Летом почти не было рыбы. Но при повторных попытках в середине октября взяли сразу 30 тонн за два дня. Увидели хорошие скопления», – рассказал изданию «Ветеринария и жизнь» председатель Ассоциации рыбопромышленников Краснодарского края Юрий Атанов. Для начала промысла на Каспий перебросили три судна из Азово-Черноморского бассейна, затем подтянулись и другие суда. Сегодня в Каспийском море добычей кильки занимаются девять судов, сообщили «ВиЖ» в Северо-Кавказском территориальном управлении Росрыболовства. По информации правительства Республики Дагестан, идут переговоры о привлечении дополнительных судов из других регионов, чтобы довести флот до 30–40 единиц.
Рекомендованный наукой объем добычи обыкновенной и анчоусовидной килек, сельдей и кефалей составляет 112 тысяч тонн в год, из которых 95,5 тысячи тонн приходится на кильку. «Исходя из того, какие скопления наблюдаем, предположу, что в ближайшие годы вылов кильки достигнет 30–40 тысяч тонн. Для малотоннажного флота при таких объемах рентабельность есть, флот будет развиваться», – рассуждает Юрий Атанов. На консервных заводах увидели, что есть еще один регион, где можно взять сырье. «Так что есть куда продавать. Этого объема хватит, чтобы обеспечить Россию и ближайшие страны», – добавляет Юрий Атанов.
Возобновление промысла позволит восполнить баланс мелкосельдевых на рынке, так как улов из Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов не покрывает потребностей российских потребителей в данном виде сырья, отмечает коммерческий директор ГК «Балтийский берег» Константин Петров.
За последние годы оптовая цена на кильку выросла с 25 до 70 рублей за килограмм из-за сокращения вылова на Каспии, ограничения зарубежных поставок. «Начало вылова на Каспии в 2019 году дает надежду, что эта рыба вернет себе имя народной и станет доступнее для российских потребителей», – подчеркивает Константин Петров. По его оценке, при достижении необходимых объемов вылова цена должна приблизиться к 35 рублям за килограмм.
Килька для фастфуда
«Рыбопереработкой мы начали заниматься два года назад. Наш основной продукт – килька в томатном соусе, это доступные и вкусные консервы, – рассказывает «ВиЖ» гендиректор ООО «Каспийский Берег» Запир Рабаданов. – Сейчас расширяем рынок сбыта кильки, а это требует времени – конкуренции в этом сегменте хватает. Но одновременно создаем дополнительные производственные мощности. Как только заключим долгосрочные контракты на поставки, запустим новые линии».
Возможность строительства рыбоперерабатывающего завода рассматривает и компания «Дагрыбпром» – площадку с удобной прибрежной зоной нашли в Каякентском районе (Дагестан). Для приемки сырья здесь будут построены причальные сооружения. Такой подход сократит издержки на доставку и позволит сохранить качество рыбы. Предприятие планирует выпускать не только 20–30 миллионов банок консервов в год, но и другую продукцию – от замороженной до копченой кильки. Объем инвестиций оценивается в 1,2 миллиарда рублей.
В переработке каспийской кильки заинтересованы не только местные предприятия. Петербургская компания «Балтийский берег» с самого начала промысла заключила долгосрочные контракты с рыболовецкими компаниями. «С августа 2019 по февраль 2020 года мы закупили более 2 тысяч тонн. Из-за отсутствия в Дагестане перерабатывающих мощностей были вынуждены, как и большая часть участников промысла, основной объем первичной переработки осуществлять за пределами региона, – говорит Константин Петров. – На 2020 год запланировали покупку судна для промысла кильки с возможностью доставки рыбы в охлажденном виде, строительство цеха переработки мощностью 20 тонн солений и 100 тонн заморозки в сутки». В дальнейшем планируется расширение ассортимента и выпуск консервов из рыб Каспийского бассейна. «Нами уже выпускается килька пряного посола, килька холодного копчения из каспийского сырья, которые реализуются на территории РФ», – заметил собеседник «ВиЖ».
Чтобы повысить интерес к кильке, в КаспНИРХ работают над новыми рецептурами. Одно из перспективных направлений для использования кильки – это рыбный фастфуд, снеки. Правильно обжаренная в панировке мелкая рыба не только вкусная, но и полезная: в ней содержится много микроэлементов, витаминов и полиненасыщенных кислот омега-3, при этом ее калорийность всего 191 ккал на 100 граммов продукта.
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»
Рыба на контроле
Для возрождения рыбной отрасли в Махачкале восстанавливают профильный портовый терминал. Порт практически не функционировал по назначению, но около двух лет назад его передали в долгосрочную аренду инвесторам. За это время введена в эксплуатацию система транспортной безопасности, обновлено электроснабжение порта, очищено от затонувших кораблей дно у причалов, организована бункеровка (заправка топливом) судов. «Рыбный порт приходится восстанавливать практически из руин. В планах не только модернизация терминала, но и расширение его основной профильной деятельности», – рассказывает «ВиЖ» генеральный директор рыбного терминала морского порта Махачкалы Рустам Керимов. В порту планируется создание комплекса по приему и первичной переработке кильки мощностью до 200 тонн в сутки, а также холодильника объемом до 1,5 тысячи тонн единовременного хранения замороженной рыбы. Реализация проекта позволит увеличить качество и скорость обработки судов.
Для исключения ветеринарных рисков Россельхознадзор проводит регулярные мониторинговые исследования. «На сегодняшний день морская рыба Каспия соответствует требованиям техрегламента на рыбную продукцию по части пищевой безопасности», – сообщили «ВиЖ» в Управлении Россельхознадзора по Республике Дагестан. Кстати, местные власти думают о том, чтобы продвигать бренд «Каспийская килька» как экологически чистый продукт (в том числе и за рубеж).
Для наращивания вылова кильки нужны и новые суда. Килька – рыба недорогая, а затраты на организацию промысла и переработки большие, поэтому без поддержки государства развитие затруднительно, отмечают эксперты. Для обновления рыбопромыслового средне- и малотоннажного флота, с помощью которого вылавливается килька, с этого года заработал новый механизм господдержки. Государство готово возместить рыбодобывающей компании до 30% стоимости судна, но при соблюдении некоторых условий. Судно должно быть построено на отечественных верфях и использоваться для рыболовства не менее пяти лет. Предельная стоимость варьируется в диапазоне от 180 до 600 миллионов рублей. Механизм хороший, но, исходя из стоимости мелкосельдевых, надо по возможности увеличить долю субсидирования, так как небольшим предприятиям сложно потянуть судно за 500–600 миллионов рублей, отмечает Юрий Атанов.