По данным Россельхознадзора, в 2019 году экспорт российского мяса в денежном выражении составил 579 миллионов долларов США, а готовой мясной продукции поставлено из России за рубеж в 10 раз меньше – на 57 миллионов долларов США.
«Право поставок готовой мясной продукции есть у 151 предприятия, при этом экспортируют готовую мясную продукцию за рубеж только 97 компаний», – рассказал Артем Даушев.
По его словам, аналогичная ситуация складывается с молочной и рыбной продукцией. Например, право поставок молочной продукции получено в 60 стран мира, а поставляют российские компании только в 17 государств.
Как пояснил Артем Даушев, готовая продукция имеет высокую добавленную стоимость. К тому же получить разрешение на экспорт такого товара проще, чем сырого мяса или рыбы, поскольку эпизоотические риски ниже.
Такую ситуацию с экспортом готовой продукции руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин связывает с двумя причинами. «Во-первых, во всех странах установлены более низкие ставки на ввоз сырья и более высокие ставки на ввоз готовой продукции. Во-вторых, национальные особенности каждого рынка требуют невероятных маркетинговых усилий, чтобы эта продукция стала понятной и популярной среди населения», – пояснил Сергей Юшин. По его словам, производителям потребуются годы и миллионы рублей на продвижение конкретного товара в конкретной стране.