Предполагается, что новые правила обеспечат прозрачную и удобную для всех систему контроля безопасности товаров животного происхождения, поставляемых за рубеж. Предлагаемая система также позволит избежать необоснованных претензий к российским экспортерам со стороны ветеринарных служб ряда стран и сэкономить время, сообщается в пояснительной записки к документу.
Процедура согласования экспортных поставок с некоторыми странами может длиться годами, подтвердила в интервью изданию «Ветеринария и жизнь» Дарья Исакова, начальник Управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества Россельхознадзора.
Например, процедурные вопросы в отношении экспорта российской животноводческой продукции в Китай решались более семи лет. С Евросоюзом условия поставок согласовывали шесть лет.
Затягивание процесса «в корне противоречит поставленной руководством страны задаче по наращиванию экспортного потенциала», сказано в пояснительной записке к законопроекту. Важно, что единые, четкие и прозрачные требования к обследованию российских компаний, желающих экспортировать животноводческую продукцию, предусмотрены и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Однако нормам ВТО не противоречит и заключение отдельных международных договоров. Такой механизм будет сохраняться для взаимодействия со странами, законодательством которых это предусмотрено, либо если такая договоренность достигнута в ходе межведомственного взаимодействия, уточнила Дарья Исакова.
Дарья Георгиевна, что конкретно предлагается изменить в системе оценки российской экспортной животноводческой продукции?
Дарья Исакова: Параметры оценки продукции в любом случае зависят от требований государств-импортеров. Но благодаря единой информационной системе результаты оценки смогут увидеть российские компетентные органы, их можно будет представить международным аудиторам. Система «Цербер» даст возможность контролировать движение продукции, в том числе на экспорт.
Россельхознадзор уже ведет реестр экспортеров животноводческой продукции. Для включения в реестр предприятию необходимо подать заявку в Россельхознадзор на поставки за рубеж определенных видов продукции. Затем от государства-импортера Россельхознадзор получает требования для этой конкретной продукции. Территориальные управления Россельхознадзора проводят аттестацию предприятий-экспортеров, и затем компании вносятся в реестр экспортеров.
Этот реестр представлен в системе «Цербер» и называется реестром экспортеров. В целом «Цербер» содержит данные о хозяйствующих субъектах Российской Федерации, попадающих под ветеринарный надзор, в том числе реестр экспортеров, реестр Таможенного союза. Однако функционирование реестра экспортеров в «Цербере» пока не закреплено в российском законодательстве, не все отраженные в системе данные возможно представить на международном уровне.
Кем, как и с какой периодичностью будут обследоваться предприятия-экспортеры для внесения в реестр?
Дарья Исакова: Предприятия-экспортеры будут обследоваться сотрудниками государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Обследование предприятий станет проводиться на безвозмездной основе с целью подтверждения выполнения требований стран-импортеров. Аттестуя предприятие в качестве экспортера, Россельхознадзор гарантирует соблюдение этим предприятием требований страны-импортера.
Проверки могут быть документарными. В этом случае специалистами исследуются предоставленные предприятиями документы. Другим механизмом является комиссионное обследование. Периодичность проверок зависит среди прочего и от требований страны-импортера, прописанных в ее законодательстве. Отдельные страны требуют проведения повторных обследований, то есть не только в момент прохождения аттестации, но и уже после начала поставок продукции на свой рынок. Например, Китай планирует ввести нормы по ежегодному переподтверждению аттестации предприятий, поставляющих в него животноводческую продукцию. Евросоюз требует проводить проверки предприятий один раз в два года. Направлять комиссии на предприятия поставщики могут представители стран-импортеров.
Обследования также проводятся при выявлении в продукции предприятия несоответствий требованиям стран-импортеров. Например, это может касаться выявления антибиотиков, гормонов и других запрещенных веществ. Поводом для обследования предприятия могут быть и изменения в законодательстве страны-импортера.
Есть страны с относительно мягкими требованиями к контролю ввозимой к ним продукции. Например, африканские государства. Для тех стран, которые не выдвигают специфических условий к производству и контролю продукции животного происхождения в России, обследование предприятия будет проводиться в режиме документарного контроля, если в текущем календарном году предприятие уже обследовали. Такой порядок сейчас разрабатывается.
Какие документы будут получать производители в результате введения единых требований?
Дарья Исакова: По результатам аудита предприятия будет составляться акт обследования. Кроме того, могут дополнительно заполняться акты по форме, разработанной страной-импортером. Это могут быть анкеты, досье и прочие документы.
Также полученная информация станет вноситься в государственную информационную систему в сфере ветеринарии «ВетИС» (в нее входят и система «Цербер», и известная всем система «Меркурий», и ряд других информационных систем Россельхознадзора).
Может ли обязательная регистрация в системе «Цербер» быть сопряжена с какими-то дополнительными сложностями по оценке продукции?
Дарья Исакова: Как уже было отмечено ранее, система оценки продукции формируется на основании требований стран-импортеров. Но не думаю, что обязательная регистрация в «Цербере», если соответствующие поправки в закон будут приняты, вызовет сложности у добросовестных экспортеров животноводческой продукции, которые и так уже пользуются системой.
Тем, кто будет регистрироваться впервые, конечно, придется приложить дополнительные усилия на начальном этапе. Однако в результате, надеемся, будет проще и удобнее для всех – механизмы аттестации продукции на экспорт станут прозрачными, процедуры – предсказуемыми.
Какие основные претензии сегодня возникают у стран, импортирующих российскую животноводческую продукцию?
Дарья Исакова: Претензии, которые получает Россельхознадзор в отношении российской животноводческой продукции, преимущественно касаются выявления запрещенных и вредных веществ по результатам лабораторных исследований, к ним относятся в том числе антибиотики и прочие антимикробные вещества; также нормируются патогенные микроорганизмы.
Кроме того, Китай недавно предъявил претензию относительно органолептических показателей – внешнего вида куриных лап, которые туда поставляют российские предприятия.
Есть ли узаконенные аналоги «Цербера» в других странах?
Дарья Исакова: Многие страны с развитой системой ветеринарного надзора сегодня ведут национальные реестры экспортеров продукции животного происхождения.
Кроме того, многие страны ведут реестры зарубежных предприятий, которые имеют право на поставку продукции в ту или иную страну. Эти реестры составляются на основе обследований, проведенных ветеринарной службой страны-импортера, и предоставленной информации.
Такие требования установлены, например, в Евросоюзе, Вьетнаме, Бразилии, Сингапуре, на Кубе, Филиппинах, а также в странах Персидского залива.
При этом процедура регистрации российских предприятий в реестрах стран-импортеров может быть очень сложной и включать более 10 ступеней. Представители страны-импортера приезжают в Россию, изучают систему ветнадзора и конкретные предприятия.
Россельхознадзор принимает более 20 делегаций иностранных инспекторов в год. Регистрация наших предприятий в реестре импортеров Китая длилась около семи лет. С европейцами согласовывали условия поставок шесть лет. Сейчас КНР, Вьетнам, Республика Корея еще и включают в свои реестры российские предприятия под гарантии Россельхознадзора.
Введение единой системы «Цербер» должно упростить и ускорить экспортные процессы.
Прогноз по экспорту животноводческой продукции по итогам 2020 года
Дарья Георгиевна, какие группы экспортируемых товаров животного происхождения могут показать наибольший рост по итогам 2020 года? С чем это связано?
Дарья Исакова: В текущем году отмечается рост поставок российской мясной продукции на рынки третьих стран. В первую очередь это связано с увеличением количества российских предприятий, получивших право на поставки свинины и мяса птицы в Азию и продукции птицеводства в страны Персидского залива. Кроме того, Россия получила право на экспорт говядины в КНР.
Какая российская животноводческая продукция будет наиболее перспективна для экспорта в ближайшие годы и почему?
Дарья Исакова: Российская продукция оценивается многими зарубежными партнерами как безопасная и экологически чистая.
Наиболее перспективным традиционно является экспорт рыбопродукции. В основном Россия поставляет на мировой рынок промысловую рыбу, которая высоко ценится ее зарубежными потребителями.
Однако должна отметить, что негативным фактором для экспортного потенциала российской мясной продукции является нестабильная эпизоотическая ситуация по ряду болезней животных – африканской и классической чуме свиней, препятствующей экспорту свинины, болезни Ньюкасла, которая может негативно отражаться на экспорте мяса птицы.
При этом большой экспортный потенциал имеет готовая продукция – как мясная, так и молочная. Этот товар, обладая высокой добавленной стоимостью, несет наименьшие эпизоотические риски. Поэтому получить право на экспорт такой продукции можно быстрее и проще.
В целом у российской переработанной животноводческой продукции большой экспортный потенциал. Однако, к сожалению, пока отечественные предприятия используют его слабо. Это доказывает и статистика. Например, экспорт готовой мясной продукции с 2017 по 2019 год увеличился всего на 9%, а молочной даже снизился на 7%. В этом году сложностей добавила ситуация с пандемией. С начала года экспорт готовой мясной продукции снизился на 18%, молочной – на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Справка «ВиЖ»
ИСАКОВА Дарья Георгиевна — начальник Управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества Россельхознадзора.
Родилась в 1987 году на Украине. В 2009 году окончила ветеринарно-санитарный факультет Московского государственного университета прикладной биотехнологии по специальности «ветеринарно-санитарная экспертиза». В 2010 году начала работать специалистом в ФГБУ «ВГНКИ» Россельхознадзора. С 2011 года прошла путь от специалиста до начальника управления Россельхознадзора. Награждена медалью 3-й степени «За вклад в создание Евразийского экономического союза».