«Надо проводить учения. Письма написали, многие это делают, а многие как не делали, так и не делают, 11 регионов нам даже не ответили на письма. Некоторые хоть формально написали, что мы планируем когда-то. Когда с губернатором Брянской области штаб проводили, он спрашивает: «Почему учения не проводим?» На что руководитель ветслужбы говорит: «Так пандемия». Чем ковид вам помешал провести учения на свежем воздухе?» – сказал замминистра.
Максим Увайдов отметил, что учения помогают оперативно и слаженно реагировать всем службам при вспышке АЧС. «Почему нужны учения? Когда приходит беда, видим растерянность ветслужб, видим растерянность региона, видим то, что в регионе не выстроена система оперативных действий, не собирается своевременно штаб, не выставляются посты, – сказал он. – Итак, давайте договариваться: минимум два раза в год проводить учения, одно давайте планировать межрегиональное. Мы в этих учениях будем участвовать».
Помимо этого, замминистра обратил внимание на еще одну проблему, которая связана с работой региональных ветслужб.
«Брянск. Простой кейс. Небольшое ЛПХ (личное подсобное хозяйство) на 30–40 голов, хозяин – охотник, принес вирус АЧС, заболело поголовье. Он пришел в ветеринарную службу субъекта. Руководитель ветеринарной службы принимает решение не устанавливать карантин, по-тихому сжечь. Дали еще время мясо разделать, по холодильникам попрятали. Не прошло двух недель, как вирус появился в крупном хозяйстве: 52 тыс. голов сожгли», – сказал Максим Увайдов.
Замминистра также добавил, что есть поручение правительства о том, чтобы переводить свиноводческие ЛПХ на другие виды животноводства. Это необходимо для предупреждения распространения африканской чумы свиней.
Директор департамента ветеринарии Минсельхоза России Мария Новикова отметила, что еще мало регионов, в которых удалось перепрофилировать большое количество хозяйств. «Больше работа направлена на то, чтобы уменьшать количество незащищенных хозяйств, но это тоже путь», – отметила она.
По данным Россельхознадзора, с начала года по 11 октября в России выявили 215 очагов АЧС: среди домашних свиней – 145, в дикой природе – 70.