— Сергей Владимирович, мы видим, как сегодня в обществе формируется тренд на ответственное отношение к животным. Скажите, в рамках этого тренда, наблюдается ли увеличение потока пациентов в ветеринарных клиниках?
— Если брать глобально, то да, посещаемость ветклиник сильно увеличилась. Но ведь и домашних животных стало больше. Сегодня, по разным оценкам, в российских семьях только собак с кошками живет порядка 60 миллионов. Это гигантская цифра! А ведь не стоит забывать и о других животных-компаньонах — лошадях, черепахах, птицах, рыбах и массе других.
— Хватает ли квалифицированных ветврачей, чтобы удовлетворить возросшие потребности?
— Сегодня самая большая проблема в нашей отрасли — это кадровый голод. И именно квалифицированных врачей, как вы правильно подметили, не хватает в первую очередь.
— Какое видите решение?
— Прежде всего, это задача высшей ветеринарной школы, которой следует задуматься о том, как она должна измениться. Я посещаю много ветеринарных вузов и вижу, что где-то процесс таких изменений уже идет. Например, недавно был в Ульяновском аграрном университете, общался с ректором, с деканом ветеринарного факультета. Видно, какую работу там за пять лет проделали: и клиника у них есть своя, и оборудование. Процесс идет, но тем не менее, если в общей массе брать все вузы — там работы еще непочатый край.
— Вы — один из ключевых инициаторов создания интернатур для ветеринарных врачей, где готовили бы узких специалистов. В этом году первые интернатуры открылись в двух вузах. Какая ситуация с ними сегодня?
— Сегодня интернатуры, в порядке эксперимента, действуют на базе Московской ветеринарной академии и на ветеринарном факультете Донского гостехуниверситета в Ростове. Если эксперимент завершится удачно, на что я очень надеюсь, интернатуры появятся и в других вузах.
— Во всех?
— В каждом вузе сделать интернатуру невозможно, да и не нужно, я думаю. В первую очередь вузы должны серьезно отнестись к своему материальному обеспечению, иметь необходимое оборудование. Пока этот процесс идет непросто. Мы думали, что интернатура — это здорово, что все будут только за, а оказалось не так.
— Нет заинтересованности?
— Есть непонимание — для чего это нужно? Причем не только в вузах, но и со стороны практикующих ветврачей. А нужно это, чтобы кардинально изменить качество их работы. Сегодня во всем мире поняли, что пятилетнего образования для ветврача абсолютно недостаточно. В медицине же не пять лет учат, хотя там один только объект — человек. А в ветеринарии таких объектов десятки! И как за пять лет можно всему научиться? Никак.
— Согласны.
— Да, сегодня для нашей страны в приоритете находятся сельхозживотные, вообще сельское хозяйство. Но это не значит, что мы не должны развивать ветеринарию животных-компаньонов. Потому что, как бы странно это ни звучало, животные-компаньоны — это здоровье нации. Вы только вдумайтесь: 60 миллионов человек держат дома животных! Когда питомец болеет, хозяин не может нормально работать. А если здоров — человек же готов горы свернуть!
— Продолжая тему образования, вы неоднократно достаточно критично высказывались против заочного обучения ветеринарных врачей. В 2021 году Минобрнауки запретило заочно учить будущих ветврачей, у которых нет среднего образования по выбранной специальности. Как, по-вашему, это решает проблему?
— Абсолютно не решает. Я считаю, что человек, который хочет получить профессию ветеринарного врача, должен учиться только очно. Про медицину уже говорили — там же нет заочного образования. Как можно заочно научиться оперировать? А как заочно заниматься эпизоотологией, болезнями животных? Это просто невозможно.
— Несколько лет назад вы запустили проект «Диалоги о профессии с доктором Середой». Расскажите поподробнее, что это за проект и какие у него цели?
— Идея возникла семь лет назад. Это не я один, это разные люди — как профессора, так и рядовые врачи. Ежегодно собираемся со студентами 10–12 вузов России, говорим о профессии ветеринарного врача. Чтобы выпускник понимал, куда он может пойти работать, чем будет заниматься, какую зарплату получать и так далее. Могу сказать, что у студентов это вызывает необычайный интерес.
— Слышали, что вы к этому эксперименту еще и школьников хотите подключить…
— Да, это будет такая профориентация для тех учеников, которые тяготеют к биологии. Год назад мы так попробовали в Элисте сделать, пригласили ребят со школ, всем было очень интересно. А если интерес есть — будем продолжать.