Первыми документ подписали Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз»), Роскачество и Х5 Group. Главный принцип хартии — любая продукция, маркированная как натуральный мед, должна быть исключительно натуральной, без посторонних добавок.
Хартия объединяет производителей, переработчиков, продавцов, маркетплейсы и лаборатории, проверяющие мед. Срок присоединения к инициативе не ограничен.
Согласно тексту документа, опубликованному на сайте Роскачества, участники хартии обязаны:
— получать документы об оценке соответствия меда требованиям техрегламентов, ГОСТов;
— ежеквартально проводить испытания меда в аккредитованных лабораториях;
— соблюдать показатели по определенным показателям продукта;
— внедрять системы оценки поставщиков и гарантировать отсутствие нарушений.
X5 Group стала первой торговой сетью, присоединившейся к хартии. В магазинах «Перекресток» мед будут дополнительно проверять на соответствие стандартам. «Нам предстоит ввести дополнительные этапы контроля, проверок, договориться с коллегами о ритме, убедиться, что те лаборатории, которым мы отдаем мед на проверку, отвечают всем необходимым стандартам», — сообщил директор по взаимодействию с органами власти X5 Борис Огарков.
Торговая сеть будет работать с производителями и поставщиками по принципу обратной связи. «Если мы видим, что где-то требуются какие-то доработки, значит, будем это транслировать, и это будет находить отражение на нашей полке», — пояснил Борис Огарков.
По данным «Руспродсоюза», более 80% меда в России продается с рук — это отражает недостаток доверия к продукции в организованных каналах продаж. Еще одна проблема — отсутствие полного учета. При том что российские пчеловоды собирают 65–70 тыс. тонн меда, в системе «Хорриот» Россельхознадзора зарегистрировано лишь около 42 тыс. тонн. Остальное реализуется напрямую, без регистрации.
«На наш взгляд, значительное количество меда просто не регистрируется, потому что для продажи с рук не надо его регистрировать», — пояснил Дмитрий Галаганов. Объем рынка меда в стране он оценил в 45–55 млрд рублей. «Но парадокс ситуации в том, что этот рынок не существует, потому что большая часть этого — продажа с рук», — подчеркнул он. По мнению представителя «Руспродсоюза», принципы хартии помогут изменить ситуацию и увеличить прозрачность отрасли.
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева подчеркнула необходимость работы только с аккредитованными лабораториями. Сейчас, по данным ведомства, 70% крупных торговых сетей пользуются услугами организаций, не имеющих компетенций для полного анализа меда. Лишь две российские лаборатории полностью соответствуют необходимым требованиям.