В России изменились правила сертификации и продажи молочной продукции

Новости
16.08.2019 15:28:18
В России изменились правила сертификации и продажи молочной продукции

С 1 июля 2019 года в систему электронной ветеринарной сертификации в обязательном порядке вошли несколько категорий молочных продуктов.Теперь сопровождение электронными документами на этапах производства, транспортировки и реализации необходимо для сгущенного молока и сливок, кефира, варенца, ряженки, сыров и мороженого.С 1 ноября 2019 года список еще пополнится питьевым молоком и кисломолочной продукцией.

«Распространение электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на готовую продукцию продиктовано необходимостью создать на территории России систему отслеживания всего перечня животноводческой продукции по принципу ”от поля до прилавка„», – пояснили в Россельхознадзоре.

По оценкам специалистов, в России ежегодно производится около 5,5 миллиона тонн питьевого молока, 3,5 миллиона тонн кисломолочных продуктов и 400 тысяч тонн мороженого. Молочная продукция также входит в десятку основных товарных позиций, экспортируемых за рубеж.

 При этом на молочный сектор приходится значительная доля фальсификата: по оценкеРоссельхознадзора, в 2018 году это была примерно пятая часть от общего объема исследованной продукции. Прежде всего под фальсификатом понимается замена натуральных жиров растительными, в том числе пальмовым маслом.

«Замена молочных жиров растительными – это удешевление продукции и вместе с тем повышение дохода производителя», – считают представители Роскачества. В исследовании молочной продукции, которое проводила организация, был также обнаружен товар с заменителями молочного жира. Например, это касалось сливочного масла.

При этом действенных способов распознать замену при покупке нет, говорят эксперты. Чтобы выяснить, добавлял ли производитель растительные жиры, например, в мороженое, нужно отдать образец в лабораторию и исследовать его на наличие фитостеринов. 


«Промышленное производство молочной продукции с заменителями обходится дешевле. А значит, и цена на нее должна быть ниже. И главное – покупатель должен знать об этом», – уверены в Роскачестве. «Включение готовой молочной продукции в перечень товаров, подлежащих ветеринарной сертификации, является эффективным способом решения проблемы фальсификации товара. ЭВС также будет способствовать повышению качества и безопасности продукции, закупаемой для социальных бюджетных учреждений, таких как детские сады, больницы, школы», – говорят в Россельхознадзоре.

Преимущество для производителей – снижение объема теневого сектора и увеличение доли рынка и объемов выручки легальных игроков, отмечают эксперты.

При этом в Россельхознадзоре заверили, что федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Меркурий» полностью готова к оформлению электронных документов на молочную продукцию.

«Основные трудности, с которыми сталкиваются производители и участники обращения готовой молочной продукции, – это неотработанность взаимодействия производителей и последующих собственников из товаропроводящей сети. Ожидаем, что эти трудности будут преодолены в ближайшее время, – отметили в ведомстве. – Кроме того, 1 июля 2019 года исполнился ровно год, как система электронной сертификации в России стала обязательной. Сейчас с «Меркурием» работают производители мясной и рыбной продукции, товары которых также состоят из различных компонентов и проходят разные этапы переработки. Перебоев в торговле и повышения цен из-за внедрения ЭВС не произошло».

   Светлана Берило


В России изменились правила продажи молочной продукции

С 1 июля 2019 года в России также изменились правила продажи молочной продукции.Суть изменений в том, чтобы разделить натуральные продукты и те, что содержат растительные заменители молочного жира. Товары без заменителей должны визуально выделяться и сопровождаться специальной надписью «Продукты без заменителя молочного жира». Кроме того, натуральная продукция не должна быть смешана с заменителями на торговой полке. Минпромторг и Роспотребнадзор выпустили методические рекомендации о способах выкладки товара. Пока они не содержат обязательных требований и носят рекомендательный характер. Например, предлагается выкладывать продукты с применением разделителей и с дополнительным оформлением ценников. Однако на момент подготовки этого материала (середина июля 2019 года) разделения продукции на полках многие потребители не заметили.

«Я заходил первого и второго июля в разные продуктовые магазины, в том числе сетевые, и увидел, что никаких изменений нет. Спрашивал менеджеров: «Как же так?» А они отвечали мне, что не знают, как выкладывать, никакой команды им не было», – поделился с «ВиЖ» наблюдениями председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. «Контролировать выкладку продуктов должен Роспотребнадзор», – пояснил он.

 В начале июля ведомство сообщило, что выпущены методические рекомендации для магазинов по выкладке молочных продуктов. Далее в ведомстве сказали о проверках магазинов и наложении штрафов. Территориальные органы Роспотребнадзора проверили более 350 объектов торговли и выявили нарушения. На юридических лиц были наложены административные штрафы в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.

 

Однако наш эксперт предполагает, что суть нормы не в увеличении числа штрафов, а в том, чтобы помочь потребителям с выбором. Он считает, что, возможно, стоит уточнить сам нормативный акт.

«В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира», – цитирует Петр Шелищ постановление правительства.

«Получается, – продолжает он, – что молочные продукты с заменителями и без таковых перечислены через запятую, а отделять их должны от каких-то других продуктов, например от маргарина, который вообще не является молокосодержащим продуктом. И тогда оказывается, что написано не совсем то, чего мы все добивались, – а именно того, что продукты, произведенные с использованием исключительно молочного жира, должны быть отделены от других продуктов. В итоге есть вероятность, что потребитель не сможет отделить продукты с заменителями молочного жира от тех, которые заменителей не содержат. Более того, если еще все молокосодержащие продукты снабдить надписью «Продукты без заменителя молочного жира», покупатели окончательно запутаются. Раньше некоторые из них хотя бы читали этикетки, где микроскопическим шрифтом были указаны ингредиенты. Теперь будут верить на слово и покупать продукты с более дешевыми ингредиентами».

Производители, использующие заменители молочного жира, существенно экономят. Но по стоимости их продукция не намного дешевле той, что выработана без заменителей, отмечают эксперты. «В итоге мы сильно переплачиваем, а производители продуктов на заменителях получают конкурентное преимущество и вытесняют с рынка тех, кто заменители не использует», – говорит Петр Шелищ. Еще больше прибыль у тех, кто фальсифицирует продукт, то есть выдает продукты с заменителями за натуральные.

«Соответствие реального состава сыров, сметаны, творога, сливочного масла и других продуктов тому, что написано на этикетке, проверяют Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роскачество, Росконтроль, другие организации, но у всех свои данные, – говорит эксперт. – Если Роспотребнадзор заявляет о 3% фальсификата, то Россельхознадзор – о 20%. После поручения главы правительства провести совместное исследование заявили о 13% фальсификата.  Есть и другие цифры. Ежегодно, по данным Росстата, в страну ввозится по 1 миллиону тонн пальмового масла. Если разделить этот объем на 145 миллионов человек населения и на 12 месяцев, получится, что в месяц каждый россиянин потребляет около полукилограмма пальмового масла. На полках в магазинах оно не продается. Получается, что используется в продуктах».

«Чтобы навести порядок, нужно всем контролирующим органам тщательнее разрабатывать нормы и следить за их исполнением», – заключает эксперт.

 Подготовил Евгений Владимиров 

Промышленное производство молочной продукции с заменителями обходится дешевле. А значит, и цена на нее должна быть ниже.
Задайте вопрос