Впервые в российском образовании
Эксперимент по запуску ветеринарной интернатуры пройдет с 1 сентября 2024 по 31 августа 2030 года. Интернатура в российском ветеринарном образовании вводится впервые. Сейчас такая форма обучения действует только в медицине, и представители ветеринарной отрасли много лет добивались, чтобы подготовка специалистов высокого уровня велась и в сфере лечения животных. Суть интернатуры в том, что выпускник с высшим ветеринарным образованием после специалитета проходит подготовку по узкому профилю. Например, изучает только патологии лошадей и получает диплом ветеринарного врача – специалиста по болезням лошадей.
Срок обучения в интернатуре составит 2 года. «Образовательный процесс будет строиться по знакомому всем блочному принципу: это учебные дисциплины, практика и итоговая аттестация. Однако отличительной особенностью наших программ ветеринарной интернатуры станет то, что на практику придется более половины всего объема программы», – рассказал «ВиЖ» Сергей Позябин, ректор Московской ветеринарной академии. По его мнению, такой эксперимент – это знаковое событие для отечественной ветеринарии, которое станет толчком для ее дальнейшего развития. «Проект интернатуры – новые возможности и новые задачи для ветеринарного образования, решение которых позволит обеспечить преемственность и суверенитет системы подготовки высококвалифицированных кадров», – считает ректор.
Этот образовательный эксперимент важен для экономики страны, отметил в беседе с «ВиЖ» декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУ профессор Алексей Ермаков. «Появление в ветеринарии специалистов высшей квалификации нового уровня будет в первую очередь влиять на развитие экономики Российской Федерации через вклад в человеческий капитал. Именно эти люди будут не только оберегать здоровье животных и человека, но и двигать вперед экономику. Именно эти специалисты должны стоять в критических точках не только сельского хозяйства, но и ветеринарии вообще, ведь ветеринария гораздо шире, чем сельское хозяйство, и в критических точках ветврачи-специалисты должны предотвращать ущерб народному хозяйству», – поделился мнением Алексей Ермаков. Профессор напомнил об убытках, которые наносят отечественному АПК болезни животных. За 2022 год только африканская чума свиней и высокопатогенный грипп птиц причинили российскому животноводству ущерб в 3 млрд рублей.
По мнению Алексея Ермакова, интернатура – это смычка академических знаний и практических навыков. «Мы полагаем, что 50% времени интерны должны проводить в вузе, а 50% – на реально работающих предприятиях. Интерн должен постоянно перемещаться между двумя сущностями – академической и производственной», – говорит собеседник «ВиЖ».
Кроме того, профессор Ермаков считает, что интернам будет полезно совмещать учебу и работу, чтобы быстрее адаптироваться к корпоративной культуре предприятий. А выпускная квалификационная работа должна быть не для галочки, а иметь практическое применение. «Поэтому в ДГТУ мы решили, что в виде выпускной квалификационной работы каждый интерн должен будет предложить на обсуждение профессионалам новый лечебно-диагностический протокол», – рассказал Алексей Ермаков.
Каким специальностям будут обучать в интернатуре?
В Минобрнауки России разработали перечень специальностей для ветеринарной интернатуры. Этот список включает 33 специальности: 10 – по общеклинической ветеринарии, 5 – по болезням сельхозживотных, 10 – по внутренним болезням животных и 8 – по ветеринарной хирургии.
Так, по специальности «общеклиническая ветеринария» планируется внедрение следующих образовательных программ:
– ветеринарная фармация;
– ветеринарная патология;
– судебная ветеринария;
– лабораторная диагностика;
– визуальная диагностика;
– эпизоотология;
– зоологическая медицина;
– управление ветеринарией;
– ветеринарная биоинженерия;
– ветеринарная биотехнология.
По специальности «болезни сельскохозяйственных животных» интерны могут выбрать образовательные программы по патологиям жвачных, свиней, лошадей, птиц или рыб. «Время эксперимента покажет, на какие специальности будет высокий конкурс, на какие – низкий. Тем не менее мы считаем, что эти специальности закрывают практически все поля обширной деятельности ветеринарного врача – от лабораторной диагностики до клинической работы», – говорит профессор Ермаков. Он отмечает, что подготовка интерна невозможна без участия ветклиник, агрохолдингов и ветеринарных лабораторий. «Одно из достоинств интернатуры в том, что образовательные учреждения будут сотрудничать с реально работающими клиниками и лабораториями, и возникнет синергетический эффект, когда вузы будут усиливать практику своими компетенциями, а практика будет давать вузу свои компетенции. Это очень важно, потому что в настоящее время вузы существуют как бы в одном мире, а практика – в другом», – прокомментировал декан.
Сергей Позябин рассказывает, что ветакадемия планирует направлять интернов во время обучения «на самые передовые базы практики, это касается как ветеринарных лечебных учреждений мегаполиса, так и самых современных предприятий АПК». Кроме того, по ряду программ планируется привлечение представителей из структур Россельхознадзора и государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации, ветеринарной биофармацевтической индустрии, зоопарков и органов государственной власти. По словам ректора, специалисты-практики станут наставниками интернов вместе с преподавателями кафедр академии. «По каждой из специализаций мы будем привлекать специалистов не только к работе в рамках практики, но и к чтению проблемных лекций», – добавил Сергей Позябин.
Заинтересован ли бизнес в интернах?
«Интерес есть. В сфере ветеринарной фармацевтики постоянно необходимы квалифицированные специалисты, так как появляются все новые требования к контролю качества продукции, а также отслеживанию и составлению нормативных документов для изготовления новых препаратов», – рассказала «ВиЖ» Светлана Дорофеева, заместитель генерального директора по ветеринарии группы компаний ВИК (одного из крупнейших в РФ производителей ветпрепаратов). Эксперт добавляет, что отрасли нужны специалисты для прослеживания «жизни» ветеринарного препарата: от разработки и контроля качества в процессе создания до доставки на предприятие. Компания готова сотрудничать с вузами в обучении интернов. «Студентов, обучающихся по программе интернатуры, ГК ВИК в рамках производственной практики может познакомить с изготовлением высококачественных лекарственных ветеринарных препаратов; логистикой и хранением ветеринарных препаратов на центральном логистическом комплексе компании. Кроме того, будущие специалисты смогут принять непосредственное участие в организации производственной деятельности, что поможет им быстрее овладеть необходимыми навыками», – пояснила представитель ГК ВИК.
«В выпускниках интернатуры заинтересованы не только производители ветпрепаратов, – говорит Сергей Позябин. – Сегодня органы государственной власти, крупные холдинги в АПК, представители ветеринарной сферы, специализирующиеся на мелких домашних животных, а также работодатели из ветеринарной фарминдустрии – все они говорят о нехватке специалистов по узким специализациям в каждой из этих областей». Ректор поясняет, что после специалитета ветврачу необходимо время, чтобы освоить необходимые трудовые навыки. Конечно, это не нравится работодателю. «Работодатели заинтересованы в кадрах, которые придут к ним на работу уже со знанием специфики предприятия и навыками работы с конкретным видом животного, оборудованием, производственными технологиями, базами данных, а также компетенциями в области нормативно-правового регулирования конкретной сферы», – рассказывает о преимуществах образования в интернатуре ректор.
Как поступить в интернатуру?
«В интернатуру можно будет поступать начиная с 2024 года. Условия приема будут опубликованы на официальном сайте академии до конца календарного года, однако стоит отметить, что претендовать на обучение в интернатуре смогут лица, имеющие диплом о высшем образовании по специальности «ветеринария», – рассказал Сергей Позябин.
Подать документы для поступления в интернатуру ветеринарной академии можно будет как онлайн, так и в традиционном очном формате, а также «Почтой России». Прием документов в интернатуру начнется вместе с общей приемной кампанией 2024 года, в июне.
В ДГТУ приемная кампания в интернатуру стартует также в начале следующего года. «Мы будем собирать заявки от предприятий, вузов, чтобы примерно понимать, какое число интернов, по каким специальностям нам нужно обучить в разные годы, потому что набор будет в 2024, 2025, 2026 и 2027 годах. Мы бы хотели совместными усилиями с ветакадемией закрыть все образовательные программы и все квалификации», – рассказал Алексей Ермаков.
В рамках эксперимента каждому вузу-участнику выделяется не менее 20 бюджетных мест с 2024 по 2027 год.
По завершении выпускники получат дипломы об окончании интернатуры по выбранным специальностям и специализации. «Этот документ будет свидетельством, что человек получил самое современное и инновационное образование в своей области, что дает ему большие преимущества при трудоустройстве на ведущие позиции профессионального социума», – рассказал Сергей Позябин.
Алексей Ермаков отмечает, что работа ветврачей-специалистов на рынке труда оценивается в 2–3 раза выше, нежели ветврачей общей практики. «Даже на ветврачей общей практики сейчас дефицит на рынке труда. Мало хороших ветврачей. За них работодатели дерутся. Зарплаты очень высокие. А уж по поводу ветврачей-специалистов мы не сомневаемся, что они будут в дефиците. Они будут получать высокие зарплаты, и у них не будет проблем с трудоустройством», – резюмирует профессор.