Исследование было опубликовано в журнале PLoS ONE.
Осы Pachodynerus nasidens попали в Австралию из Латинской Америки. На родине они вьют гнезда во всевозможных щелях и отверстиях, вплоть до электрических розеток и замочных скважин. В самолетах же осы забираются в трубки Пито – г-образные трубки, которые входят в состав датчиков приемников воздушного давления. Если трубка Пито будет забита, пилоты не смогут правильно оценить скорость взлета или посадки, что может привести к аварии.
В период с ноября 2013 года по апрель 2019 года в аэропорту Брисбена было зарегистрировано в общей сложности 26 случаев отказа приемников воздушного давления, в том числе и серьезных инцидентов, ставивших под угрозу безопасность пассажиров. В процессе расследования оказалось, что в некоторых случаях в трубках Пито находился материал, который осы используют для строительства гнезд.
Чтобы выяснить, действительно ли осы могут гнездиться в трубках Пито, исследователи напечатали на 3D-принтере копии шести моделей трубок и разместили их на территории аэропорта Брисбена, на той же высоте, на которой находятся датчики у настоящих самолетов. За 39 месяцев наблюдений ученые зарегистрировали 93 случая блокировки трубок осиными гнездами. Первые из них появились спустя всего пару недель после начала эксперимента.
С ноября по май появилось 96% гнезд. Чем выше была среднемесячная температура, тем активнее вели себя осы. Исследователи заключают, что осы действительно могут быть причиной авиационных катастроф, поэтому следует тщательно отслеживать их распространение и искать меры контроля популяции. Для защиты самолетов ученые советуют устанавливать в аэропортах ловушки для насекомых и закрывать трубки Пито после приземления.