Агроэксперт
+7 (495) 925 06 34
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей
< назад

Трансформация ветобразования: ректор Московской ветеринарной академии рассказал о новых тенденциях в образовании

Сегодня настал момент переформатировать ветеринарное образование в России, создать многоуровневую систему непрерывной подготовки кадров совместно с работодателями. Так считает ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина Сергей Позябин. В интервью «Ветеринарии и жизни» он назвал основные проблемы в подготовке ветеринарных специалистов, высказал предложения по формированию профессиональных стандартов и рассказал о том, как, по его мнению, должно развиваться ветеринарное и зоотехническое образование в России.

Трансформация ветобразования: ректор Московской ветеринарной академии рассказал о новых тенденциях в образовании
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

– Сергей Владимирович, расскажите, что сейчас происходит в ветеринарном образовании, какие есть проблемы?

Сергей Позябин: Сегодня высшее вете­ринарное и зоотехническое образо­вание находится на подъеме: в вузах видны преобразования, нацеленные на развитие практико-ориентирован­ного подхода, взаимодействия с вы­пускниками и работодателями.

Мы чувствуем поддержку госу­дарства в рамках грантовой работы, направленной на развитие матери­ально-технической базы, повышения количества мест по целевым догово­рам. Есть поддержка студентов по про­граммам комплексного развития сель­ских территорий, стартап-проектов. Особенно хочется отметить координи­рующую роль Министерства сельского хозяйства и лично министра Дмитрия Патрушева в развитии всего аграрного образования. Нам поставлена зада­ча усилить подготовку специалистов для аграрного сектора, ветеринарных служб регионов и Россельхознадзора.

Хочу обратить внимание: в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 года Президент РФ Владимир Путин отметил, что «сегод­ня назрели существенные изменения с учетом новых требований к специа­листам в экономике, социальных от­раслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образова­ния, и опыта последних десятиле­тий». Аграрное образование должно включиться в процесс трансформации и стать лидером, образцом для других отраслей экономики России по мо­бильности, практико-ориентирован­ности и технологичности подготов­ки кадров для агропромышленного комплекса (АПК).

Нужны преподаватели-практики

– Вы не сказали о проблемах в вете­ринарном образовании, какие они и каким видится их решение?

Сергей Позябин: Одной из проблем яв­ляется реализация программы высше­го образования «ветеринария» рядом вузов, не имеющих достаточного ма­териально-технического обеспечения и кадрового потенциала. У некоторых вузов не хватает кандидатов и док­торов наук в профессорско-препо­давательском составе, обладающих узкоспециализированными знаниями для подготовки выпускников. Таким образом, с дипломом ветеринарного врача из стен таких образовательных учреждений выходят специалисты, не обладающие должными знаниями и умениями для обеспечения высококвалифицированной ветеринарной помощи и работы на современном производстве и в передовых научных центрах.

– И что с такими вузами делать?

Сергей Позябин: По моему мнению, надо разработать систему мониторин­га реализации образовательных про­грамм в учебных заведениях и в случае выявления нарушений в обеспечении учебного процесса – сокращать ко­личество вузов, куда распределя­ются контрольные цифры приема по специальности «ветеринария», или лишать нарушителей государственной аккредитации.

– Еще одна проблема, о которой мно­го говорят, – это нехватка препода­вателей-практиков.

Сергей Позябин: Да, действительно, сейчас недостаточно преподавателей, которые умеют применять в профес­сиональной деятельности передовые технологии и методы лечения живот­ных, контроля качества и безопасности продукции, обеспечения продоволь­ственной безопасности. Выходом из этой ситуации может стать обяза­тельное привлечение к образователь­ному процессу не менее 15% практику­ющих специалистов и использование базовых кафедр для обеспечения прак­тико-ориентированного обучения. Кроме того, необходим системный подход к повышению квалификации преподавателей, работающих в ву­зах, – они должны ежегодно посещать производственные площадки и пере­довые организации в сфере ветерина­рии, чтобы затем передать полученные там знания и опыт своим коллегам и, конечно же, нашим студентам.

Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Питомцы побеждают

– Сейчас некоторые вузы переориен­тируются на обучение городских вет­врачей, которые работают только с мелкими домашними животными. Как оцениваете такой подход?

Сергей Позябин: Это, на мой взгляд, еще одна проблема, поскольку ори­ентация некоторых вузов на работу только с мелкими домашними жи­вотными не отвечает стратегическим задачам аграрного образования. Од­нако не противоречит действующему законодательству. Получая диплом ветеринарного врача государствен­ного образца, выпускники, обучавши­еся только по программам болезней мелких животных, по закону, в соот­ветствии с профстандартом, могут работать не только с домашними пи­томцами, но и в любой другой сфере ветеринарной деятельности. При этом они не имеют достаточных знаний в области инфекционной и инвазион­ной патологии сельскохозяйственных животных, эпизоотологии и других дисциплинах, обеспечивающих ком­петенции выпускника в сфере биоло­гической безопасности.

– Это уже опасно допускать такого специалиста в аграрный сектор. Как быть?

Сергей Позябин: Я вижу здесь такой путь решения проблемы – подготовка вете­ринарных специалистов с учетом вида животных. Однако это возможно после разработки отдельных профессиональ­ных стандартов: «Ветеринарный врач по мелким домашним животным», «Ветеринарный врач по сельскохозяй­ственным животным», «Ветеринарно-санитарный врач» и так далее.

– А что делать с подготовкой вет­врачей и зоотехников в учреждениях дополнительного профессионального образования?

Сергей Позябин: Здесь у меня мнение однозначное – запретить получе­ние квалификации «ветеринарный врач», «ветеринарный специалист», «зооинженер», «зоотехник» и «вете­ринарно-санитарный врач» на базе организаций дополнительного про­фессионального образования (ДПО). Подготовка кадров данных квалифика­ций должна проводиться только в выс­ших учебных заведениях с полным освоением образовательной програм­мы. При этом к учреждениям ДПО, реализующим программы повышения квалификации и профпереподготовки в области ветеринарии и зоотехнии, необходимо предъявлять серьезные требования, чтобы избежать ситуации, когда вся профпереподготовка прохо­дит дистанционно, без освоения прак­тических навыков.

Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Ординатуре быть

– Давно идут разговоры о внедре­нии ординатуры для ветеринарных специалистов. Как продвигается ре­шение этого вопроса?

Сергей Позябин: Сейчас мы готовимся провести эксперимент по внедрению ординатуры в ряде учебных заведе­ний. Хочу отметить вклад в эту работу статс-секретаря – заместителя мини­стра сельского хозяйства РФ Максима Увайдова и президента Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергея Середы.

Обучение в рамках ординатуры предполагает освоение образователь­ных программ, рассчитанных на 2 года. Это будет теоретический курс и прак­тическая работа в ведущих ветеринар­ных и научных центрах, на предприя­тиях и в организациях отрасли АПК с завершением обучения и итоговой аттестацией в форме защиты выпуск­ной квалификационной работы.

– Приведите примеры таких образо­вательных программ.

Сергей Позябин: Например, планиру­ется, что одной из образовательных программ ординатуры станет «вете­ринарная фармация». Эта программа будет включать разделы: управление и экономика ветеринарной фармации; технологии производства препаратов; мониторинг безопасности лекарствен­ных средств для ветеринарного приме­нения; контроль и надзор за оборотом лекарственных средств для ветеринар­ного применения.

Еще одна программа – «биотехника и репродукция животных». Содержа­ние данной программы будет пред­усматривать изучение биотехники размножения и сохранения репродук­тивного здоровья и долголетия жи­вотных, репродуктивную хирургию, геномные технологии, включая кло­нирование, генетическое редактирова­ние и консервирование генетического материала высокоценных животных.

– А что можно сделать до начала эксперимента, как сейчас развивать профилизацию ветеринарного обра­зования?

Сергей Позябин: Практико-ориентиро­ванную подготовку можно осущест­влять на базе предприятий и ветери­нарных центров, сотрудничать в этом направлении с государственной вете­ринарной службой и организациями Россельхознадзора. В ряде вузов уже сегодня есть базовые кафедры. На­пример, в нашей академии их четыре. Еще один вариант практико-ориенти­рованного подхода – образовательные площадки крупных холдингов в самих вузах.

Можно идти по пути специализации образовательного процесса. Решение этих задач полностью в компетенции ректора образовательной организа­ции. Так, в Московской ветеринарной академии есть 7 дисциплин по выбору: биология и патология жвачных живот­ных; биология и патология лошади; биология и патология свиньи; биоло­гия и патология сельскохозяйственной птицы; биология и патология пушных зверей и кроликов; биологическая безопасность объектов ветеринарного надзора и обращения лекарственных средств в ветеринарии; особенности работы в лечебно-диагностическом ветеринарном центре для мелких до­машних животных. Объем каждой из этих дисциплин составляет 360 ча­сов занятий, что позволяет готовить студентов с учетом выбранного на­правления. Однако такая система не может полностью подготовить уз­ких специалистов по конкретно вы­бранным направлениям, для этого требуется больше времени.

Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Образование и инновации

– В целом как видится развитие ве­теринарного образования в ближай­шей перспективе?

Сергей Позябин: Сегодня основными направлениями развития ветеринар­ного и зоотехнического образования должны стать обеспечение доступно­сти его для сельской молодежи, под­готовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда.

Перед вузами и работодателями стоит задача по созданию иннова­ционной системы высшего и допол­нительного ветеринарного образо­вания. Необходимо ориентироваться на обеспечение конкурентоспособ­ности экономики путем подготовки квалифицированных специалистов, отличающихся высокой производи­тельностью труда и гибкостью, а так­же внедрение и распространение но­вых идей и технологий. Для этого вузы должны стать не только учебными, но и исследовательскими центрами, генерирующими новые знания и пе­редовые технологии.

Вузы должны отвечать широкому диапазону параметров, в числе кото­рых высокая квалификация профес­сорско-преподавательского состава; существенные для АПК результаты научных исследований; взаимосвязь с бизнесом в рамках практической и целевой подготовки студентов. При этом необходим достаточный объем финансирования образовательной и научно-исследовательской дея­тельности. Все это позволит готовить высококвалифицированных специ­алистов, способных обеспечить вы­сокие темпы роста животноводства, продовольственную и биологическую безопасность страны.

Ветеринарное образование России в цифрах

В 2023 году в России 57 вузов обеспечивают подготовку ветеринарных врачей, из них 34 образовательные организации подведомственны Минсельхозу России, 22 – Минобрнауки России и 1 – Минздраву России. Общее количество студентов вузов Минсельхоза, обучающихся по специальности 36.05.01 (ветеринария), составляет 31 319 человек, в том числе обучающихся за счет средств федерального бюджета – 21 062 человека. Ежегодный выпуск ветеринарных специалистов составляет 3981 человек. Средний процент трудоустройства выпускников – наиболее высокий в отрасли АПК, он составил 69,5% в 2021–2022 годах.

Досье «ВиЖ»

Сергей Владимирович Позябин

Председатель Федерального учебно-мето­дического объединения в сфере высшего образования по УГСН 36.00.00 (ветери­нария и зоотехния), ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина, заведующий кафедрой вете­ринарной хирургии, доктор ветеринарных наук, профессор, профессор РАН.

Родился 28 мая 1977 года в Москве.

В 2000 году окончил ФГБОУ ВПО «Мо­сковская государственная академия ве­теринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» по специальности «ветеринарный врач – зооинженер».

В 2003 году защитил диссертацию на со­искание ученой степени кандидата ветери­нарных наук, а в 2013 году – на соискание ученой степени доктора ветеринарных наук по специальности «ветеринарная хирургия».

В 2018 году присуждено ученое звание профессора по специальности «ветеринарная хирургия».

С 2019 года – ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина.

В 2022 году присвоено звание профессора Российской академии наук.

Сергей Позябин опубликовал более 126 работ в научных журналах, является автором 18 патентов РФ, в том числе 9 методических разработок, 4 монографий. Издал свыше 20 учебно-методических работ. Под его руководством защищено 11 диссертаций на соискание ученой степени кандидата ветеринарных наук.

Читайте нас в Telegram

Интервью, 22 мая 2023, 8:43
Какие новости интересны читателям «Ветеринарии и жизни»? Пройти опрос
Еще по теме
Читайте также:
цитата
«Сегодня во всем мире поняли, что пятилетнего образования для ветврача абсолютно недостаточно. В медицине же не пять лет учат, хотя там один только объект — человек. А в ветеринарии таких объектов десятки! И как за пять лет можно всему научиться? Никак.»
Сергей Середа
президент Российской Ассоциации практикующих ветеринарных врачей
Календарь мероприятий
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Авторские интервью Юлии Мелано

Самое читаемое

Азовское море со следующего года начнут очищать от медуз
Россельхознадзор выдал первые предостережения фермерам за неучтенный скот
Овец и коз хотят поставить на учет раньше на год
Номер 10 (89) октябрь 2024
Читать газету
«Ветеринария и Жизнь»
Газета ВиЖ. Оформить подписку
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей