О планах закрыть порт Далянь сообщил изданию источник на рынке. Эту информацию также подтвердил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. Он уточнил, что морские агенты порта Далянь уведомили группу о прекращении с 6 марта отгрузок рыбы из России из-за коронавирусных ограничений. Русская рыбопромышленная компания (РРПК) также получила информацию о закрытии порта. Кроме того, Росрыболовство сообщило, что выгрузка в Даляне не только российской рыбы, но и продукции, поступающей из других стран, приостановлена из-за выявленной у местного сотрудника коронавирусной инфекции.
Другой китайский порт – Циндао – тоже практически не принимает российскую рыбу. По словам Ефремова, из пяти судов лишь три смогли разгрузиться без проблем. ГК «Доброфлот» столкнулась с бюрократическими препятствиями: тестирование на коронавирус экипажа показывало противоречивые результаты, что увеличило время на разгрузку.
Власти КНР в конце 2020 года уже вводили ограничения на поставку российской рыбы из-за выявленных на упаковке продукции следов коронавируса. Весь 2021 год поставки осуществлялись рефрижераторными контейнерами через южнокорейский Пусан. Порты Далянь и Циндао открылись для приема российской рыбы навалом 17 января текущего года.
В прошлом году после закрытия Китая часть поставок была переориентирована на страны ЕС и США. Однако, как считает глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев, сейчас этого сделать не получится. Ситуация вокруг Украины привела к тому, что на рынках Запада перестали закупать любую продукцию из России. Господин Савельев считает, что сейчас китайская сторона, закрыв порты, может попытаться добиться снижения цены на российскую рыбу, прежде всего на минтай.
Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (объединяет операторов рефрижераторных вагонов и контейнеров) Михаил Синев прокомментировал изданию, что если порты действительно закроются, то часть объема переориентируют на поставку в Китай рефрижераторными вагонами по железной дороге, а часть – на внутренний рынок, способствовать этому будет уже действующая субсидия на перевозку минтая по железной дороге. При этом глава Информагентства по рыболовству указывает на то, что все освободившиеся объемы в России нельзя переориентировать, поэтому необходимо договариваться об открытии новых рынков, прежде всего в Азии и Северной Африке.