По данным ассоциации, по итогам 2022 года импорт продукции из минтая сократился в 11 раз по сравнению с показателями в 2021 году. С 2014 года поставки этой продукции сократились в 130 раз.
Вместе с тем растут поставки отечественной продукции из минтая на внутренний рынок. По итогам прошедшего года они достигли 183 тыс. тонн, что составляет 20% от общего объема вылова.
«Ежегодно российские рыбаки добывают свыше 1,8 млн тонн минтая. Полностью реализовать этот объем на внутреннем рынке невозможно: потребитель хочет покупать продукцию из разных видов рыбы и морепродуктов. При этом доля минтая в потребительской корзине уже составляет порядка 15%», – рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев, его слова приводятся в Telegram-канале ВАРПЭ.
По его словам, внутренний спрос на этот вид рыбы ограничен пищевыми привычками и устаревшими стереотипами. «В СССР минтай считался едой для кошек, а не полноценным продуктом, а в столовых и госучреждениях подавался, мягко говоря, в неаппетитном виде», – добавил он.
К увеличению спроса на этот вид рыбы на внутреннем рынке привело расширение ассортимента. В частности, появление на прилавках качественного филе и полуфабрикатов. Однако для популяризации этого вида рыбы нужна комплексная маркетинговая стратегия, считает Герман Зверев. Тогда российские потребители смогут распробовать этот продукт. В числе мер по популяризации такого продукта глава ВАРПЭ предлагает организовать фестивали минтая. «Фестивали и ресторанные дни, посвященные минтаю, сейчас проходят только на Дальнем Востоке, их важно проводить и в других регионах страны», – отметил он.
Для того чтобы российский минтай был доступен для потребителей, нужно сохранить госпрограмму субсидирования железнодорожных перевозок этого вида рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России. «Только с января по май 2022 года с помощью субсидий на внутренний рынок было поставлено порядка 70 тыс. тонн минтая», – добавил он.
Для сохранения качества продукта «от моря до полки» необходимо развитие непрерывной холодильной цепи. Как ранее сообщала «Ветеринария и жизнь», такой законопроект планируется направить в Госдуму.
Поддержать внутренний спрос на минтай могло бы также увеличение госзакупок этого вида рыбы для школ, детсадов и больниц. По словам Германа Зверева, такой механизм реализуется, в частности, в США. Минсельхоз данной страны регулярно закупает минтай для программ продовольственной помощи, добавил глава объединения. Для реализации этого плана необходимо выделить рыбу в отдельную категорию для госзакупок. «Сейчас ее покупают лотами, в которые включены различные продовольственные товары, поэтому формат интересен трейдерам, которые торгуют широким продуктовым набором», – пояснил Герман Зверев.