В Россельхознадзоре напомнили о выявленных многочисленных нарушениях при поставках импортных кормов и кормовых добавок.
Так, обнаружены факты фальсификации продукции, то есть когда состав товара не соответствует заявленному на упаковке.
«Например, в дорогостоящем немецком корме для котят, который должен был состоять на 29,5% из говядины, мясо крупного рогатого скота не обнаружено. При этом корм содержал не заявленные на этикетке ДНК свиньи и лошади», – сообщили в Россельхознадзоре.
Подобные нарушения выявляли в кормах для кошек и собак популярных иностранных брендов из Германии, Австрии, Испании, Бельгии и других стран. «Зачастую при указанном в составе мясе индейки/курицы/ягненка/трески в корме вместо данных ингредиентов обнаруживались ДНК других животных», – пояснили представители надзорной службы.
При этом инспекции Россельхознадзора в 12 европейских странах подтвердили, что в ЕС отсутствует госконтроль за термической обработкой кормов, которая зачастую осуществляется при температуре гораздо ниже регламентированной ветеринарным сертификатом (130 ºС).
«Отсутствие информации о реальном составе корма вызывает обоснованные опасения в безопасности таких товаров и создает риски заноса в Россию с продукцией опасных заболеваний животных», – пояснили в Россельхознадзоре.
В ведомстве отметили, что в странах ЕС только в этом году выявили 11 тыс. вспышек африканской чумы свиней (АЧС) и 2,5 тыс. очагов птичьего гриппа. А возбудители этих болезней могут сохраняться в мясном сырье при недостаточной термообработке.
Представители службы также обратили внимание, что несоответствие состава корма заявленному на упаковке – это и введение в заблуждение потребителя, который платит за дорогие компоненты (например, мясо кролика, ягненка или трески), а в товаре их в действительности нет.
О результатах инспекций Россельхознадзора
В мае – октябре 2021 года служба провела 55 проверок предприятий по производству кормов и кормовых добавок в европейских странах.
«Инспекции показали, что в ЕС отсутствует внутренний контроль за перемещением сырья для изготовления кормов, которое поступает в переработку только с коммерческими документами без уведомления ветеринарной службы. Так, в ходе проверок в Чехии,
Латвии, Польше, Словении, Италии выявлялись случаи поставок мяса птицы, свиного шпика, свиной печени из неблагополучных по АЧС и гриппу птиц европейских регионов», – отметили представители ведомства.
Во время проверок предприятий Бельгии, Италии, Чехии, Польши, Франции, Словении, Лихтенштейна, Норвегии, Испании установили недостаточную термическую обработку кормов.
«Учитывая, что кормовые предприятия используют сырье из неблагополучных регионов или обезличенное, как было установлено в Дании, Испании, Италии, существует риск заноса в Россию особо опасных болезней животных. Данное обстоятельство усугубляется заочным проведением экспортной сертификации, когда государственный ветеринарный врач не присутствует при отгрузке товара и не контролирует производственный процесс», – обратили внимание представители Россельхознадзора.
Инспекторы службы выявили «серьезные недостатки государственного лабораторного мониторинга, отсутствие исследований кормов на тяжелые металлы, микотоксины, антибиотики, пестициды, нитриты, афлатоксины, нитраты, ГМО».
Инспекции в Лихтенштейне и Словении показали, что в этих странах полностью отсутствует госконтроль за растительной продукцией при производстве кормов, которая может содержать ГМ-линии.
В Польше и Испании проверяющие установили факты недостоверной ветеринарной сертификации кормов при отправках в Россию. «Так, из Польши была ввезена партия готовых кормов для декоративных рыб и рептилий собственного производства, на маркировочных этикетках которых значилась Бразилия», – привели пример представители ведомства.
Россельхознадзор в 2020 и 2021 годах выявил 28 фактов присутствия в импортной кормовой продукции незарегистрированных ГМО.
При этом в ведомстве подчеркнули, что полностью не останавливали поставки кормов и добавок из Европы, а предоставили для 60 компаний из Германии, Испании, Нидерландов, Великобритании переходный период, во время которого они могут продолжать поставки, а ветслужбы стран-поставщиков должны усилить надзор и «направить российскому ведомству убедительные доказательства этому».