«Сейчас на рынке действительно много псевдоорганической продукции. На этикетки наносят различные символы и знаки, которые привлекают покупателя, используя тренд на экологичность. Это безусловно маркетинговый ход. Производители никак не доказывают экологичность своей продукции, и за это не предусмотрена ответственность», – пояснила «Ветеринарии и жизни» заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Для того чтобы производители не вводили потребителей в заблуждение, сенаторы разработали законопроект, по которому будет признана тождественность понятий «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» и сходные сокращения «эко», «био».
«Надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово «органический», его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции, указание на то, что продукция получена методом органического производства, а также слова «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» или сходные по значению слова, либо их сокращения, либо обозначения «эко», «био», – говорится в проекте закона.
Как пояснили в Роскачестве, после вступления в силу нового закона производители, указывая на этикетке одно из перечисленных слов должны будут подтверждать качество такого продукта, то есть проходить сертификацию. «Товары с пометками «экологически чистый», «зеленый» или сходными по значению словами или их сокращениями должны соответствовать критериям качества, прописанным в законе об органической продукции, и иметь подтверждающий это сертификат. В противном случае продукция (выпущенная после даты принятия закона) будет сниматься с продажи», – пояснили в организации.
Предлагаемые поправки в закон об органической продукции позволят снизить долю товаров, вводящую потребителей в заблуждение, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Потребители продукции будут точно уверены, что перед ними именно органическая продукция. Законопроект предлагает обязать производителей товаров с маркировками «эко», «био» и «зеленый» подтверждать, что их продукты произведены в соответствии с законом», – прокомментировал законопроект сенатор в своем Telegram-канале.
В законопроекте предусмотрен ряд исключений. Например, слово «зеленый» можно будет использовать на упаковке, если оно обозначает цвет или степень созревания продукции. Словосочетание «зеленый эталон» можно будет использовать для маркировки товаров с улучшенными характеристиками.
Новые требования к маркировке органической продукции начнут действовать с 1 сентября 2024 года. Продукция, выпущенная до вступления этих норм в силу, но не соответствующая требованиям, сможет продаваться до истечения срока годности.
Сейчас узнать органическую продукцию можно по государственному знаку – белый лист на зеленом фоне, сверху и снизу обрамленный надписями «органик» на русском языке и в латинской транскрипции. Под ним производитель также вправе помещать QR-код, который ведет на открытый государственный реестр на сайте Минсельхоза. Там можно посмотреть информацию обо всех сертифицированных производителях «органики».