Разговор состоялся в начале не только нового года, но и нового десятилетия, когда важно определить приоритеты будущей программы обучения студентов, особенно на фоне часто звучащей критики качества высшего образования и российской науки в целом.
Репродуктивная хирургия
Сергей Владимирович, есть научные проекты, которыми может гордиться Московская ветеринарная академия?
Сергей Позябин: Мы работаем в нескольких больших направлениях: клинической ветеринарной медицины, геномных исследований и биотехнологий.
В ветеринарии мелких домашних животных сейчас есть хорошие наработки в лечении собак и кошек по современным мировым стандартам, в том числе по проведению реконструктивно-восстановительных операций. Наши студенты получают необходимые знания и навыки в этом направлении.
В ветеринарной медицине сельскохозяйственных животных реализуется интересный междисциплинарный проект совместно со Всероссийским научно-исследовательским институтом животноводства им. Л. К. Эрнста. Разрабатываем новое направление – эндоскопическую репродуктивную хирургию. Методика направлена на совершенствование изъятия яйцеклеток для последующей процедуры экстракорпорального оплодотворения, чтобы от одной коровы получить максимум потомства за минимальный срок. То есть под контролем эндоскопа – оптического прибора – мы проводим операции на половых органах коров, наблюдая за происходящим на мониторе. (Эндоскопическая хирургия, которая считается одним из самых щадящих методов оперативного вмешательства, – перспективное направление в ветеринарии.)
Самое перспективное и быстро развивающееся направление – биотехнология. Речь о разработке новых вакцин и лекарственных средств, контроле их безопасности, новых способах доставки лекарств в организм животных. Наши сотрудники входят в международные рабочие группы по контролю трансграничных болезней животных и разработке новых препаратов.
Отдельно стоит отметить работу лаборатории по геномике сельскохозяйственной птицы, в которой оценивается экспрессия генов на фоне применения различных кормов и биологически активных добавок, их влияние на продуктивность.
Ветврач заочно
Московская ветеринарная академия готовит ветеринарных врачей заочно. Такой формат образования критикуют многие авторитетные специалисты. И правда, как можно заочно подготовить практикующих ветврачей?
Сергей Позябин: Я не согласен с позицией тех, кто выступает против заочного образования в нашей сфере. Наоборот, заочное образование – это уникальная возможность повысить квалификацию и реализовать себя в ветеринарии талантливым людям, особенно работающим на селе, в агрохолдингах и ветеринарных службах.
При зачислении студентов на факультет заочного образования у нас есть два обязательных условия. Во-первых, академия не принимает на заочную форму обучения без среднего специального профильного (ветеринарного) образования. Берем только выпускников ветеринарных колледжей, при этом не рассматриваем даже тех, у кого есть среднее специальное образование по зоотехнии.
Во-вторых, чтобы поступить на наш факультет заочного образования, абитуриент должен работать по специальности. Если он окончил ветеринарный техникум, но работает не по специальности, а, допустим, в банке, мы его не возьмем.
Таким образом, на заочный факультет поступают подготовленные и имеющие опыт в ветеринарии абитуриенты, которые три года изучали ветеринарию в колледже и получили специализацию «ветеринарный фельдшер». Они осознанно приняли решение: «Хочу доучиться до уровня ветеринарного врача». На заочном факультете они учатся еще шесть лет, то есть их образование длится девять лет. Поэтому уровень знаний студентов заочного факультета, как правило, даже выше, чем у студентов очной формы.
Средний возраст студентов-заочников – 25–30 лет, они понимают, что им нужно в жизни. На очном факультете учатся, как правило, вчерашние школьники, которые загорелись идеей лечить животных, но по-настоящему не осознают еще, что ветеринария – благородный, но тяжелый труд. Он требует сострадания, сопереживания, вложения серьезных интеллектуальных, физических, эмоциональных сил. К такому может быть не готов вчерашний школьник. Возможность получения заочного ветеринарного образования важна. У ветеринарных фельдшеров в селах, хозяйствах и агрокомплексах просто нет возможности бросить работу и учиться очно. Мало кто отпустит на учебу младший ветеринарный состав из села. В российском АПК и так ветеринарных кадров не хватает.
В Московской ветеринарной академии заочное ветеринарное образование останется. Но, зачисляя студентов, мы будем следовать принципам, о которых я сказал.
Хорошо подкованы
Тогда приведите, пожалуйста, аргументы в пользу того, чтобы отправить учиться к вам ребенка очно.
Сергей Позябин: Московская ветеринарная академия – лучший вуз в системе агрообразования, это подтверждает рейтинг вузов Минсельхоза по итогам 2018 года.
У нас есть программы специализации по различным видам животных на 3–5-м курсах обучения, которые, насколько мне известно, ни один другой ветеринарный вуз не ввел. После второго курса все студенты делятся на несколько больших потоков: фармакология с токсикологией, биология, патология и лечение новых морфологических форм болезней крупного рогатого скота, лошадей, свиней и птицы. Каждую неделю у студентов есть 8 часов занятий по выбранной специализации. За 3 года они получают углубленные знания в той области, которую выбрали. Мы очень стараемся дать каждому студенту максимум знаний и возможностей в любом направлении.
Например, студент выбрал специализацию «биология, патология и лечение новых морфологических форм болезней лошадей». Он учится у лучших в стране профессионалов разным дисциплинам, связанным с этой специализацией. Изучает физиологию, паразитологию, хирургию, терапию лошадей. У студентов проходят практические занятия в ветеринарной клинике «Новый век». Руководитель этой клиники – известный международный специалист по болезням лошадей Миломир Ковач, почетный профессор нашей академии. Мы вызываем ковалей, которые обучают студентов ковке. Проводим занятия с практикующими специалистами по репродукции лошадей.
Все студенты Московской ветеринарной академии изучают дисциплину, которая называется «диагностика, хирургия и терапия мелких домашних животных». Этот курс длится семестр. Следующий семестр все студенты проходят курс «диагностика, терапия и хирургия лабораторных, диких и зоопарковых животных». Мы запустили образовательный портал, где ребята решают клинические задачи, проходят тестирование.
У Московской ветеринарной академии есть три вивария, в которых содержатся лошади, пони, крупный рогатый скот, овцы, козы, куры. В 2020 году мы открываем конноспортивный клуб для студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто захочет к нам прийти.
Если у студента есть желание заняться наукой, для этого также есть все возможности. Мы сотрудничаем с лучшими профессорами из разных стран. Наша академия входит в Европейскую ассоциацию высших ветеринарных заведений, в ее составе 108 вузов. Мы прошли аккредитацию, к нам приезжали профессора из Бельгии, Италии и Англии и оценивали академию.
Но хочу обратить внимание еще раз: в нашей профессии очень важен искренний интерес и мотивация. Если студент хочет учиться, в Московской ветеринарной академии он получит все необходимые знания для будущей работы. Но мало что поможет, если мотивация слабая.
Сверх протокола
И тем не менее на профильных конференциях сейчас обсуждают одну из главных проблем российского ветеринарного образования: небольшое количество часов практических занятий.
Сергей Позябин: Да, это действительно проблема. Однако мы не можем распределить большее количество часов на практику в рамках специалитета и требований существующего федерального государственного образовательного стандарта. Сейчас мы используем максимальное количество часов для практики.
Однако нельзя ущемлять теоретическую подготовку. Высшее образование – это образование академическое, оно должно дать в первую очередь большие теоретические знания студентам. Если свести к минимуму теорию, мы будем выпускать врачей, которые не будут уметь мыслить, а смогут лишь применять протоколы лечения не задумываясь. Это больше подход к образованию ветеринарных техников, а не врачей.
У вас планируется открытие ординатуры?
Сергей Позябин: Сейчас выпускаем ветеринарных специалистов с дипломом ветеринарного врача широкого профиля. Но, несмотря на это, в рамках программы разделения на потоки по специализациям позволяем студентам получить углубленные знания в конкретной области. И поэтому да, работаем над введением новой ступени ветеринарного образования – ординатуры. Это годовой учебный курс после специалитета, полностью посвященный практической работе.
Идея введения ординатуры состоит в том, что после 5-го курса специалитета (ветеринарного факультета) студент сможет поступить в ординатуру и получить диплом узкопрофильного специалиста. Учеба в ординатуре предполагает практическую работу в академии и ведущих клиниках, хозяйствах, в том числе и за рубежом. Например, если выпускник захочет получить специализацию «онкология мелких домашних животных», он может три месяца учиться в академии, три месяца – в Центре онкологии имени Н. Н. Блохина, три месяца – например, в ВИЭВе (Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии РАН. – Прим. ред.), где проводят патоморфологические исследования. По завершении обучения в ординатуре студент сдает экзамен во всех заведениях, где он проходил практику, и получает диплом ветеринарного врача-онколога установленного образца. Думаю, это позволит нашим выпускникам быть более востребованными и мобильными на рынке труда.
Досье «ВиЖ»
ПОЗЯБИН Сергей Владимирович,
врио ректора ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА им К. И. Скрябина», доктор ветеринарных наук, профессор, завкафедрой ветеринарной хирургии.
Родился 28 мая 1977 года в Москве.
2000 г. – окончил факультет ветеринарной медицины ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» по специальности «ветеринарный врач-зооинженер»;
2000–2003 гг. – аспирант кафедры ветеринарной хирургии МГАВМиБ-МВА имени К. И. Скрябина;
2003 г. – защита кандидатской диссертации по теме «Диагностика, лечение и профилактика заворота желудка у собак»;
2003–2005 гг. – работа на кафедре ветеринарной хирургии вуза ассистентом, затем доцентом;
2005–2009 гг. – замдекана факультета ветеринарной медицины;
2009–2012 гг. – помощник проректора по учебной работе;
2013 г. – защита докторской диссертации по теме «Разработка и обоснование методов диагностики и оперативного лечения животных с патологиями желудка и селезенки»;
2018 г. – присуждено ученое звание профессора по специальности «ветеринарная хирургия».
Эксперт в области хирургии пищеварительной системы мелких домашних животных, эндоскопической хирургии, реконструктивно-восстановительных операций.