Уточняется, что проблемы с поставками аминокислот и витаминов испытывают производители кормов последние две недели, отмечаются трудности как с ввозом импортных, так и российских компонентов.
По данным издания, перебои с поставками зафиксированы не только из Китая, но и от фактически единственного в России производителя лизина – ЗАО «Завод премиксов № 1».
На самом предприятии ЗАО «Завод премиксов № 1» заявили о наращивании объемов производства. «Наше предприятие, будучи одним из отечественных производителей аминокислоты лизин, в условиях повышенного спроса на данную продукцию принимает все зависящие от него меры по обеспечению бесперебойной работы завода и наращиванию объемов производства», – говорится в письме директора предприятия Алексея Балановского, которое адресовано исполнительному директору Национального кормового союза Сергею Михнюку (есть в распоряжении «ВиЖ»).
Балановский сообщил, что завод нарастил объемы производства новой формы продукта – концентрата лизина жидкого. Предприятие готово «обеспечить его поставки для снятия напряженной ситуации на рынке».
Кризис с поставками кормовых добавок не только российская проблема. «Глобально весь мир столкнулся с дефицитом кормов и кормовых добавок и резким ростом цен на продукты питания», – ранее сообщал исполнительный директор Национального кормового союза Сергей Михнюк.
Причем на конец ноября цены на лизин в России были ниже, чем в странах ЕС и США. Так, в России стоимость лизина HCL составляла 2,75–2,8$/кг (без НДС), в ЕС – 4,45–4,8 $/кг, в США – 4,52–5,51 $/кг. Такие данные привели в Национальном кормовом союзе.
Среди причин кризиса Сергей Михнюк назвал политику правительства Китая по ограничению энергопотребления в преддверии Олимпийских игр, которая привела к сокращению объемов производства кормовых добавок и сырья для них. «Так как большинство производств кормовых добавок сосредоточено в Китае, любые изменения внутри страны сказываются на мировых трендах в целом», – пояснил он.
Также среди причин кризиса эксперт назвал логистические проблемы: рост цен на морские перевозки и, как следствие, на все остальные способы транспортного перемещения грузов: железная дорога, авто и т. д.
По прогнозу аналитиков, ситуация начнет улучшаться в конце первого полугодия 2022 года, после окончания Олимпийских игр в Китае.
Среди мер, которые помогут решить проблему, Сергей Михнюк назвал локализацию производства большинства кормовых добавок в России. Сейчас около 90–95% кормовых добавок, в том числе витамины и аминокислоты, поставляются из-за рубежа.
По мнению Сергею Юшина, резко нарастить собственное производство витаминов и аминокислот в России не получится, поскольку под это нет инвестиций.
Гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов сообщил изданию, что производители мяса птицы вынуждены искать альтернативу дефицитным и дорогим аминокислотам для сохранения производственных показателей. О трудностях с поставками лизина заявили и в Национальной ассоциации производителей индейки.
Уточняется, что представитель Андрея Белоусова перенаправил вопросы НМА в Минсельхоз. Там подтвердили существование проблемы, добавив, что прорабатывают механизмы стабилизации ситуации на площадке Россельхознадзора.
Стоит отметить, что Россельхознадзор ведет работу по расширению импорта в Россию кормовых добавок. Как сообщалось ранее, возобновляются поставки лизиносодержащих добавок с крупного индонезийского предприятия.