Ранее проведение эксперимента по маркировке предполагалось до 29 февраля 2020 года. В Минпромторге хотят продлить его до конца мая, чтобы обеспечить неразрывный переход производителей к этапу обязательной маркировки с 1 июня 2020 года.
С этого момента специальные двухмерные штрихкоды производители обязаны наносить на упаковки с молоком, сливками, кефиром, йогуртом, молочной сывороткой, сливочным маслом, сырами, творогом.
«Для маркировки потребуется дорогостоящее оборудование. Чтобы оснастить небольшое предприятие, нужно около 300 миллионов рублей. Срок службы такого оборудования – 3–5 лет, затем его снова придется менять», – рассказала изданию «Ветеринария и жизнь» директор Молочного союза России Людмила Маницкая.
В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) подсчитали, что нововведение в целом для отрасли потребует 25 миллиардов рублей на покупку оборудования для нанесения маркировки, а также ежегодно производителям придется тратиться на покупку кода для каждой упаковки – это обойдется в 20 миллиардов рублей без НДС.
«Маркировка предполагает нанесение на каждую упаковку продукции специального кода, его можно считать с помощью смартфона. Получается, каждую бабушку нужно оснастить смартфоном. Также, чтобы самостоятельно проверить легальность товара, нужно зарегистрироваться, а услуга эта платная – 5 тысяч рублей в год», – рассказала «ВиЖ» Людмила Маницкая.
По ее словам, введение маркировки может привести к падению спроса на молочные продукты и банкротству мелких предприятий.
Маркировка вводится с главной целью – снизить количество нелегальной продукции. По мнению Людмилы Маницкой, с этой задачей справляется информационная система Россельхознадзора «Меркурий». Она была признана экспертами одной из лучших в мире по прослеживаемости качества товара. С 1 ноября 2019 года вся молочная продукция – от молока до десертов – сопровождается электронными ветеринарными сертификатами.