«Ценники на реализуемые продукты питания должны содержать наименование товара, цену за единицу товара или за единицу измерения товара (вес, объем), а в отношении продуктов питания, помещенных в упаковку, – указание их количества (массы или объема, или количества штук)», – говорится в тексте законопроекта.
В пояснительной записке депутаты сообщают, что в действующем Законе «О защите прав потребителей» существует пробел. Так, закон обязывает предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, но при этом не содержит каких-либо требований к оформлению ценников на продукты.
«Закон не содержит никаких указаний в отношении обязательного наличия информации о количестве пищевой продукции на ценниках, а также в принципе не содержит требований к оформлению ценников на продукты питания», – отмечается в пояснении.
При этом покупатели, ориентируясь на цену за единицу продукции, не обращают внимание на вес товара. По мнению авторов проекта, потребителя вводят в заблуждение, не указывая цену за привычные измерительные категории, такие как литры и килограммы.
«В такой ситуации потребитель приобретает товар, видя на ценнике его стоимость и наименование, не обращая внимание, что данный товар дешевле своих аналогов за счет уменьшения его количества, потому что эта информация содержится не на ценнике, а на маркировке или этикетке самого товара», – указывают депутаты.
Разработчики считают, что количество приобретаемой пищевой продукции должно содержаться на ценнике и быть выражено в единицах объема (миллилитрах, литрах), массы (граммах, килограммах) или в штуках.
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают обязанность указывать на ценнике продуктов питания как цену за единицу товара или за единицу измерения товара (вес, объем), так и указание количества пищевой продукции, помещенной в упаковку.
Председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов считает, что стремление предоставить потребителю как можно больше информации, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров, полностью соответствует основным принципам законодательства о защите прав потребителей.
«Вместе с тем необходимо учитывать, что подобная детализация нормативных требований уместна не на уровне федерального законодательства, а на уровне подзаконных актов, например правил продажи товаров, утверждаемых правительством, которые в прежней редакции как раз содержали определенные правила оформления ценников», – полагает Олег Павлов.
Кроме того, председатель общественной организации подчеркивает, что информация, которая будет располагаться на ценниках, должна быть понятна потребителям и восприниматься ими правильно.
«При проектировании данной нормы необходимо предусмотреть, чтобы дополнительные сведения не усложняли потребителям восприятие информации на ценниках. В целях реализации единообразного подхода, вероятно, стоит сразу определить требования к соотношению шрифтов и месту их размещения на ценниках», – подчеркивает Олег Павлов.