Анастасия Князева
«Чтобы стать экспортером, компания должна определить, какую продукцию и в какие страны она хочет отправлять. Некоторые предприятия могут сами изучить перспективные экспортные направления. А некоторые обращаются за информацией в отраслевые ассоциации или в Российский экспортный центр, а иногда и в Россельхознадзор – помогаем как можем», – говорит Артем Даушев.
После того как производитель определился, что можно продавать за рубеж, следует изучить требования страны-импортера. Полезная информация размещена на сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит». В разделе следует выбрать страну и кликнуть на подраздел «Экспорт». В этой вкладке можно найти даже пошаговые инструкции для начала экспорта товаров в некоторые государства, например в Катар, Гонконг, Грузию и Вьетнам.
«Если предприятие уверено, что соответствует всем требованиям, предъявляемым определенным государством, тогда следует подать заявку на право осуществления экспорта продукции через информационную систему Россельхознадзора «Цербер». Заявка автоматически отправляется на обработку, после чего компания может ожидать визита специальной комиссии для проверки соответствия продукции требованиям страны-импортера», – отметил помощник руководителя Россельхознадзора.
К производителю могут приехать представители территориального управления Россельхознадзора и ветеринарной службы региона.
Однако предприятие может обойтись без инспекции, если оно, например, ранее прошло проверку на соответствие схожим требованиям другой страны-импортера. В этом случае инспекторы проведут лишь документарную проверку. «Эта процедура значительно упрощает получение права на экспорт», – отмечает Артем Даушев.
После выездной инспекции или документарной проверки составляется специальный акт об успешной аттестации, который фиксируется в системе «Цербер». Ну а затем возникает несколько вариантов развития событий. Суть первого в том, что включить предприятие в список экспортеров может Россельхознадзор. Для этого нужна соответствующая договоренность со страной-импортером. Но есть и второй вариант, когда для экспорта продукции за рубеж требуется проверка предприятия компетентным ведомством страны-импортера. «В таком случае Россельхознадзор направляет официальное письмо зарубежным коллегам с приглашением проинспектировать российские компании, желающие стать экспортерами. Иностранные инспекторы приезжают в Россию и по итогам такого визита решают, аттестовывают они производителя или нет», – поясняет Артем Даушев.
Параллельно Россельхознадзор согласует с иностранными коллегами ветеринарные сертификаты и условия допуска продукции в зарубежную страну.
«Предприятию, заинтересованному в поставках товаров за рубеж, следует понимать, что при формировании экспортных партий необходимо проводить лабораторные проверки продукции на соответствие требованиям страны-импортера, – говорит Артем Даушев. – Это делается в аккредитованных учреждениях, работающих в информационной системе Россельхознадзора «ВЕСТА».
Если экспортируемый груз будет задержан в другой стране из-за каких-либо выявленных иностранным ведомством нарушений, тогда именно благодаря информационным системам Россельхознадзора (в том числе и системе «ВЕСТА») можно узнать происхождение продукции и понять, в какой лаборатории она прошла проверку. Это также позволит доказать государству-импортеру, что товар прошел необходимые исследования и соответствует всем предъявляемым требованиям.
Россия выходит на новые рынки
В 2019 году Россия начала поставлять животноводческую продукцию на новые рынки – в Тунис и Венесуэлу. Россия также имеет право отправлять животноводческую продукцию в Аргентину, Гонконг, Республику Корея, ОАЭ, Японию, Сингапур, Иран, Таиланд, Турцию, на Кубу и Филиппины.
Одно российское предприятие получило возможность поставлять говядину в Бразилию – страну, которая сама занимает лидирующие мировые позиции по экспорту этого мяса за рубеж.
Открытие новых рынков в целом увеличило цифры по российскому экспорту. По данным Федеральной таможенной службы, приведенным в материалах Россельхознадзора, на 31 октября 2019 года из России за рубеж было поставлено более 4,1 тысячи тонн говядины (по состоянию на 31 октября 2018 года – 3 тысячи тонн).
Увеличились и объемы поставок свинины: с 25,5 тысячи тонн до 34,7 тысячи (по состоянию на 31 октября 2018 и 2019 годов соответственно).
Как стать экспортером продукции
1. Определить направления экспорта: что продавать и в какую страну.
2. Изучить требования страны-импортера на сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит» — «Страна» -«Экспорт».
3. Отправить заявку на получение права экспорта в информационной системе Россельхознадзора «Цербер».
4. Приготовиться к проверке предприятия специальной комиссией.
5. Получить от комиссии акт о проведенной проверке и занести его данные в систему «Цербер».
6. Приготовиться к инспекции зарубежных специалистов (только если есть такое требование страны-импортера). Данные о результатах проверки также заносятся в систему «Цербер».
7. Получить от Россельхознадзора согласование сертификата на экспорт продукции в конкретную страну.
8. Сформировать экспортные партии продуктов.
9. Провести лабораторные исследования экспортных партий в лабораториях, работающих в системе Россельхознадзора «ВЕСТА».
10. Начать поставки продукции за рубеж.