Ассоциация «СоюзФарма» предлагает принять нормы для расширения фармдеятельности аптечными организациями, чтобы в итоге дать им право продавать ветеринарные препараты.
Сейчас фармдеятельность разделена на две сферы: обращение лекарств для медицинского применения и обращение препаратов для животных. Аргументы отраслевой ассоциации заключаются в том, что отдельные ветеринарные аптеки встречаются редко, особенно в отдаленных регионах, что влияет на доступность ветпрепаратов для населения.
- «Инициатива очень спорная, если не сказать вредная и бессмысленная», – поделился мнением с «Ветеринарией и жизнью» Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» (специализируется на маркетинговой информации на российском фармацевтическом рынке, а также рынке ветеринарных препаратов. – Прим. ред.).
По данным эксперта, розничный рынок ветеринарных препаратов в 2020 году в стоимостном выражении составлял менее 1,8% от объемов российского рынка препаратов для медицинского применения. За январь–февраль 2021 года продажи ветеринарных препаратов в рознице составили 2,2 миллиарда рублей, это на 6,5% меньше, чем годом ранее.
- «С точки зрения влияния на отраслевые проблемы в фарме этот объем ровным счетом ничего не решает: слишком небольшая величина. Фармрынок в среднем в день обеспечивает больший оборот, чем ветеринария суммарно за два месяца. К тому же ассортимент для обычных аптек слишком специфичный, для работы с ним в настоящее время нет ни специалистов, ни технических возможностей», – считает Николай Беспалов.
По его мнению, такая инициатива может обернуться проблемами для ветеринарного рынка. «Даже если представить гипотетически, что инициатива получит развитие, едва ли аптеки будут в состоянии размещать весь ветеринарный ассортимент. Скорее всего, они заберут наиболее простые и маржинальные продукты, потеря которых для ветеринарных аптек будет с высокой вероятностью означать закрытие. В итоге доступность ветеринарных препаратов только ухудшится», – поясняет Николай Беспалов.
К тому же, если говорить о доступности лекарств для животных, сейчас с ветеринарным ассортиментом активно работают онлайн-аптеки, например «СберЕаптека». «В рамках интернет-витрины организация совмещает помимо ветеринарных препаратов целый ряд продуктов ветеринарного ассортимента (корма и кормовые добавки, лотки и наполнители к ним, специальные косметические средства и т.д.). Разместить подобный ассортимент в рамках обычной офлайн-аптеки, конечно же, будет ни технически, ни организационно невозможно. Фактически это полноценный формат ветеринарной аптеки, который хоть и вступает в конкуренцию с офлайн-точками, но не приводит к перекосам с точки зрения перераспределения рентабельности», – резюмировал эксперт.