В беседе с Юлией Мелано Департамента ветеринарии Минсельхоза России Мария Новикова рассказала, что сельское хозяйство в России ждут глобальные перемены: от пересмотра обязательных требований до внедрения идентификации животных, что поможет аграриям рационально планировать траты, а государственным органам (Минсельхозу, Россельхознадзору) – эффективно заниматься профилактикой опасных болезней.
Мария Новикова привела в пример белгородскую киберферму, где уже внедрены принципы big data и промаркировано все поголовье. Кроме того, глава департамента разъяснила плюсы такого инструмента, как регионализация, объяснила, как недоверие к «Меркурию» переросло в новые запросы отраслевиков, увидевших очевидную пользу электронной ветсертификации, и рассказала о российской стратегии борьбы с резистентностью к антимикробным препаратам.
Мария Викторовна, какие сегодня актуальные задачи стоят перед Минсельхозом в сфере ветеринарии?
Мария Новикова: Самый насущный вопрос – это реформа, которая проводится Правительством Российской Федерации в сфере пересмотра обязательных требований. Мы понимаем, что отрасль за последние 20 лет ушла далеко вперед.
Не в последнюю очередь это результат политики по развитию сельского хозяйства и тех инвестиций и государственных вложений, которые поступили в отрасль за последние 15 лет. Мы видим новые технологии, новые подходы, новое сознание людей, которые трудятся в аграрном секторе.
И мы понимаем: те требования, которые были актуальны 15–20 лет назад, сейчас нуждаются в пересмотре. На международных площадках внедряются новые инструменты контроля и мониторинга. Назрела необходимость имплементации всех этих новшеств в наше законодательство.
Самый большой проект, который реализуется совместно с Россельхознадзором, – это создание системы сквозной прослеживаемости продукции животноводства по принципу «от поля до прилавка». Это международный принцип. Сейчас уже реализована большая часть этого проекта – все, что касается оборота продукции, транспортировки и производства.
У нас осталось одно очень важное звено этой цепочки – учет животных. Сейчас нами активно ведется законодательная работа по этой части. Россельхознадзором дорабатывается система «Хорриот» (компонент системы ФГИС «ВетИС», предназначенный для учета и идентификации животных. – «ВиЖ»). Идет пилотная эксплуатация этой системы. Насколько я знаю, к сентябрю планируется масштабно посмотреть ее результаты.
Как сельхозотрасль реагирует на внедрение идентификации?
Мария Новикова: Позитивно. В ряде регионов были проведены крупные информационные мероприятия с участием хозяйств всех сельхознаправлений – тех, которые содержат крупный и мелкий рогатый скот, свиней, птиц, – словом тех, которые обеспечивают сектор пищевой промышленности сырьем. И мы видим, как активно погружаются наши аграрии в эту работу, как активно они пользуются новыми платформами.
В Белгороде мы были на ферме, где внедрены принципы big data (система, в которой данные большого объема обрабатываются при помощи специальных автоматизированных инструментов. – «ВиЖ») и идентифицированы все животные. Собственникам очень удобно, когда они могут рационально планировать работу, – понимают, какой получат экономический эффект, каковы будут затраты. Думаю, это уже можно назвать киберфермой. Словом, мы видим, что все аграрии, которые заинтересованы в том, чтобы легально работать на рынке, очень позитивно оценивают эту инициативу.
Это экономическая сторона дела, и она очень важна. Впрочем, меня, как руководителя Департамента ветеринарии, интересует и другая сторона вопроса – обеспечение мероприятий по профилактике болезней животных.
Чем же в этом отношении идентификация животных может помочь контролирующим структурам и чем – сельхозпроизводителям?
Мария Новикова: Эффективное планирование мероприятий по профилактике заболеваний возможно тогда, когда мы знаем, где и в каком количестве животные содержатся, видим по каждому конкретному животному иммунный ответ по результатам вакцинации, можем оценивать эффективность самих препаратов, можем менять эти препараты, если понимаем, что их эффективность недостаточна, или, к примеру, та или иная болезнь стала для той или иной территории неактуальна.
Сейчас уже собираются данные по болезням, есть системы Россельхознадзора «Веста» и «Сирано», с помощью которых мы видим вспышки, так сказать, локальные ситуации, но мы пока их не увязали в единую систему. А это очень важно, это тот самый принцип big data, реализация его на практике
ЭФФЕКТ «МЕРКУРИЯ»
Как министерство оценивает эффект внедрения электронной ветсертификации?
Мария Новикова: Я помню те времена, когда Россельхознадзор только начинал этот проект. Он был поддержан Минсельхозом сразу, но многие наши коллеги смотрели на нас как на каких-то фантастов, немного сумасшедших людей, которые говорят про совершенно неветеринарные эффекты от перевода в электронный вид ветеринарно-сопроводительных документов. В частности, о том, что мы сможем увидеть фальсификацию продукции, объемы нелегального рынка, сможем понять нелегальные схемы поставок… Никто не представлял тогда, что подобное действительно может быть реализовано путем перевода в электронный вид документа, выдаваемого ветслужбой. Больше опасений высказывалось по поводу выпадающих доходов и местного экономического эгоизма.
А сейчас все это воплотилось в жизнь…
Мария Новикова: Более того, внедряется даже то, что не предполагалось. Например, с подачи отрасли развивают направление по оценке качественных характеристик молока. Это уже не ветеринарная история даже: отраслевики увидели, насколько интересно можно использовать большой объем информации. Они сами пришли со своими инициативами о том, как защитить легальный бизнес от негатива, который есть на рынке, а он неизбежен в экономической сфере и может быть минимизирован при помощи вот таких передовых систем.
ПРИНЦИП РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Что дает нашей стране регионализация в части экспорта продукции АПК?
Мария Новикова: Регионализация – инструмент уникальный, хотя для международного сообщества и не новый: в МЭБ (Всемирная организация здравоохранения животных. – «ВиЖ») соответствующие принципы сформулировали достаточно давно. Но при этом далеко не везде они реализованы. И уж точно далеко не везде реализованы в том формате, в каком это позволяют сделать наши информационные системы.
Это действительно тот контур, который позволяет по всей стране определить единые условия, исключить волюнтаризм в принятии мер, организовать то, что в понимании МЭБ называется «надзором за инфекциями». В международном толковании эпизоотологический надзор и контроль – это целый комплекс мероприятий, который позволяет понимать ситуацию. А регионализация – мера, которая позволяет не только понимать ситуацию, но и управлять ею. Например, ограничивать перемещения из неблагополучных территорий, выставлять гибкие условия для регионов, которые применяют стратегии профилактики болезней, и более жесткие для тех, которые таких стратегий не применяют. Понятно, что нельзя необдуманно, механически закрыть регион, неблагополучный по какой-то болезни. А если эта болезнь природно-очаговая? Мы ведь понимаем, что не получится осушить все озера, истребить всех грызунов… Так вот, если регион надлежащим образом управляет инфекцией, то к нему не должны применяться санкции.
Какие в России регионы эффективнее всего работают в части ветеринарии?
Мария Новикова: Отдельные регионы называть не хотела бы, но скажу, что на передовую начинают выходить определенные федеральные округа. Безусловно, это те округа, которые заинтересованы в инвестициях и наиболее активно развивают сельское хозяйство: Приволжский, Сибирский, ряд регионов Центрального федерального округа, они уже достигли больших успехов. Также ряд регионов Северо-Западного округа и Дальнего Востока.
Противоэпизоотическая комиссия Правительства РФ дала регионам поручение по разработке программ развития ветеринарных служб. Есть движение в этом направлении?
Мария Новикова: Этот проект реализуется второй год. И есть регионы, которые сразу эту инициативу восприняли правильно, подошли к ней комплексно: оценили текущее состояние, поняли, что им надо дополнительно, написали стратегии. Где-то – многолетние, где-то – более краткосрочные, в зависимости от реальных возможностей финансирования. И вот те, кто подошел таким образом, действительно сейчас уже переходят на новый уровень.
С теми же регионами, которые эту инициативу не сразу поняли, конечно, сложнее, но мы продолжаем работу с ними.
ПРОБЛЕМА РЕЗИСТЕНТНОСТИ К АНТИМИКРОБНЫМ ПРЕПАРАТАМ
Какая работа ведется Минсельхозом по решению проблемы резистентности (устойчивости) к антибиотикам? В МЭБ антибиотикорезистентность уже назвали «тихой» пандемией…
Мария Новикова: Да, с этой проблемой столкнулась не только Россия, но и весь мир. Она позиционируется как резистентность к антимикробным препаратам в широком смысле. Я недавно видела результаты европейских исследований прибрежных вод, где обнаруживаются устойчивые к средствам санитарной обработки микроорганизмы. Действительно, проблема глобальная.
Можно говорить, по сути, о кризисе фармотрасли в части разработки новых антибиотиков. При этом активно выявляются все новые резистентные штаммы.
Сейчас Минсельхозом разработан законопроект, который будет администрировать эту проблему в ветеринарной сфере. Но он лишь малая часть общей стратегии Российской Федерации по борьбе с антимикробной резистентностью, определенной Правительством РФ. Координатором в этой сфере является Минздрав России. Стратегия объединила задачи ряда ведомств: Федерального медико-биологического агентства, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Минсельхоза России и Россельхознадзора.
Подведомственное Россельхознадзору ФГБУ «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ФГБУ «ВГНКИ») реализует очень серьезный научный проект по изучению резистентных штаммов.
Постулат «лучшее лечение – это профилактика» становится все более актуальным?
Мария Новикова: Да, мы понимаем, что невозможно будет бороться антимикробными препаратами с какими-то болезнями. Значит, такие болезни надо просто не допустить. Надо активно развивать вакцинопрофилактику.
Поможет ли в этом запрет на применение антибактериальных препаратов в кормах?
Мария Новикова: Это действительно масштабная проблема в нашей стране. Обнаруживаются незадекларированные антибиотики в кормах. Аграрии удивляются, когда в их продукции в рамках лабораторного мониторинга выявляют те вещества, которые они животным не давали. Есть и нелегальный оборот китайских и индийских субстанций. Масштабы нелегального трафика велики. Для того чтобы с этим бороться, создана Межведомственная отраслевая рабочая группа по противодействию незаконному обороту продукции фармацевтической и медицинской промышленности, которая собирается на площадке Минпромторга России.
Один из элементов борьбы с этой проблемой – уменьшение количества применяемых антибиотиков и рациональное их использование.
Кроме того, мы пытаемся сформулировать, при каких условиях в корма могут быть легально добавлены лекарственные препараты. Мы не собираемся никому ничего запрещать, потому что все, что запрещено, запрещено уже сейчас. Мы как раз пытаемся разрешить использование в тех случаях, когда единственный способ употребления антимикробных препаратов – это смешивание их с кормами. Чтобы те хозяйства, у которых нет возможности на своей площадке такое смешивание произвести, могли бы приобрести эту продукцию у тех организаций (в основном это комбикормовые заводы), которые имеют возможность провести эту операцию, потому что обладают соответствующим оборудованием.
ДОСЬЕ «ВиЖ»
Мария Викторовна НОВИКОВА родилась 14 октября 1983 года в поселке Пироговский Мытищинского района Московской области.
В 2006 году окончила Московский государственный университет прикладной биотехнологии по специальности «ветеринария», квалификация «ветеринарный врач».
В 2015 году окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (профессиональная переподготовка).
Кандидат ветеринарных наук.
После учебы в университете с 2006 по 2007 год работала научным сотрудником ФГУ «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ныне – ФГБУ «ВГНКИ»).
С 2007 по 2017 год работала в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) сначала ведущим специалистом-экспертом, затем главным специалистом-экспертом, начальником отдела, заместителем начальника Управления ветеринарного надзора, заместителем начальника Управления ветеринарного надзора при внешнеторговых операциях и на транспорте, заместителем начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора.
В октябре 2017 года возглавила Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ.