Российские вузы сегодня готовят ветврачей широкого профиля, способных лечить и собаку, и кошку, и диких, и сельскохозяйственных животных. Ежегодно на рынок выпускается 4 тыс. молодых специалистов, а в отрасли кадровый голод. Это признают и ветклиники, и агрохолдинги, и госветслужбы. Да и сами вузы согласны, что реформа ветобразования назрела давно. Что необходимо изменить, обсудили на Всероссийском съезде по ветеринарному образованию, который прошел в апреле в Москве, объединив порядка 350 делегатов со всей страны.
Технологичное образование
Заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов предлагает на примере ветеринарии изменить подход к образованию и в других отраслях. «Систему высшего образования нужно менять таким образом, чтобы соответствовать уровню развития сельского хозяйства», – сказал Максим Увайдов.
В качестве примера он привел выведенный российскими селекционерами кросс кур мясного направления продуктивности «Смена 9», с которым уже сегодня молодые специалисты должны уметь работать, знать, как эффективно лечить этот кросс, какие ветпрепараты использовать, чтобы сохранить здоровье птицы. «Да, в свое время нам вместе с иностранными животными привезли и вакцины, и методы лечения. От ветврача требовалось лишь правильно сделать укол, и на этом его миссия заканчивалась. Эти времена прошли. Мы должны вернуться к той системе, когда у нас свои вакцины, свои правильные методы лечения, свой кросс кур, свои конкурентные семена и породы животных. На этом строится наш вклад в продовольственную безопасность страны», – отметил он.
Директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России Мария Новикова обратила внимание на три ключевых требования в подготовке ветспециалистов. Во-первых, это умение работать с комплексом информационных систем в области ветеринарии: знать, как оформляются разрешения на ввоз подконтрольных товаров, как регистрируются лабораторные исследования, как оформляются ветеринарно-сопроводительные документы, ведется учет и идентификация животных.
«Во-вторых, важно понимать, как работать с зарубежными требованиями. В рамках базового образовательного процесса студенты должны знать, что такое документы МЭБ, что такое обязательства в сфере внешней торговли, что такое санитарные и фитосанитарные меры. Это та законодательная база и те лучшие практики, которые координируются на уровне профильных международных организаций», – подчеркнула Мария Новикова.
Наконец, в-третьих, это умение работать с новыми лекарственными препаратами. «Нам нужны молодые перспективные фармакологи, которые не только будут заниматься разработкой и производством ветпрепаратов, но и смогут донести до ветврачей информацию об этих разработках, предоставить им услугу по ветеринарному сопровождению в части составления программ лечения и профилактики заболеваний», – добавила она.
Расширение профилей
Готовить специалистов широкого профиля с первого и до последнего года обучения сегодня уже нецелесообразно. Отрасль нуждается в квалифицированных научных кадрах, специалистах в области эпизоотологии, паразитологии, вирусологии, биофармации, в области селекции и генетики, способных решить проблемы повышения продуктивности животных, а также специалистах в молекулярной диагностике и лабораторном деле. «Сейчас мы должны развернуть наши вузы от подготовки ветврача широкого профиля к узкоспециализированным направлениям», – отметил ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина Сергей Позябин.
Действительно, за шесть лет обучения в медицинском вузе будущий врач изучает только человека, тогда как ветврачу за пять лет обучения предстоит изучить всех животных: и домашних, и диких, и сельскохозяйственных – и стать специалистом во всем.
Есть у специалистов претензии и к заочному ветеринарному образованию. По мнению специалистов, такие горе-ветврачи могут нанести тяжкий вред здоровью животных и подорвать экономическую составляющую аграрных хозяйств.