Агроэксперт
+7 (495) 925 06 34
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей
< назад

Что ждет ветобразование в России

Распространение опасных болезней, общих для людей и животных, угрозы биологических рисков, поступающие из соседних государств, заставляют пересматривать компетенции не только действующих специалистов в области ветеринарии, но и тех, кто выйдет на рынок через пять лет.

Что ждет ветобразование в России
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Российские вузы сегодня готовят ветврачей широкого профиля, способных лечить и собаку, и кошку, и диких, и сельскохозяйственных животных. Ежегодно на рынок выпускается 4 тыс. молодых специалистов, а в отрасли кадровый голод. Это признают и ветклиники, и агрохолдинги, и госветслужбы. Да и сами вузы согласны, что реформа ветобразования назрела давно. Что необходимо изменить, обсудили на Всероссийском съезде по ветеринарному образованию, который прошел в апреле в Москве, объединив порядка 350 делегатов со всей страны.

Технологичное образование

Заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов предлагает на примере ветеринарии изменить подход к образованию и в других отраслях. «Систему высшего образования нужно менять таким образом, чтобы соответствовать уровню развития сельского хозяйства», – сказал Максим Увайдов.

В качестве примера он привел выведенный российскими селекционерами кросс кур мясного направления продуктивности «Смена 9», с которым уже сегодня молодые специалисты должны уметь работать, знать, как эффективно лечить этот кросс, какие ветпрепараты использовать, чтобы сохранить здоровье птицы. «Да, в свое время нам вместе с иностранными животными привезли и вакцины, и методы лечения. От ветврача требовалось лишь правильно сделать укол, и на этом его миссия заканчивалась. Эти времена прошли. Мы должны вернуться к той системе, когда у нас свои вакцины, свои правильные методы лечения, свой кросс кур, свои конкурентные семена и породы животных. На этом строится наш вклад в продовольственную безопасность страны», – отметил он.

Директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России Мария Новикова обратила внимание на три ключевых требования в подготовке ветспециалистов. Во-первых, это умение работать с комплексом информационных систем в области ветеринарии: знать, как оформляются разрешения на ввоз подконтрольных товаров, как регистрируются лабораторные исследования, как оформляются ветеринарно-сопроводительные документы, ведется учет и идентификация животных.

«Во-вторых, важно понимать, как работать с зарубежными требованиями. В рамках базового образовательного процесса студенты должны знать, что такое документы МЭБ, что такое обязательства в сфере внешней торговли, что такое санитарные и фитосанитарные меры. Это та законодательная база и те лучшие практики, которые координируются на уровне профильных международных организаций», – подчеркнула Мария Новикова.

Наконец, в-третьих, это умение работать с новыми лекарственными препаратами. «Нам нужны молодые перспективные фармакологи, которые не только будут заниматься разработкой и производством ветпрепаратов, но и смогут донести до ветврачей информацию об этих разработках, предоставить им услугу по ветеринарному сопровождению в части составления программ лечения и профилактики заболеваний», – добавила она.

Расширение профилей

Готовить специалистов широкого профиля с первого и до последнего года обучения сегодня уже нецелесообразно. Отрасль нуждается в квалифицированных научных кадрах, специалистах в области эпизоотологии, паразитологии, вирусологии, биофармации, в области селекции и генетики, способных решить проблемы повышения продуктивности животных, а также специалистах в молекулярной диагностике и лабораторном деле. «Сейчас мы должны развернуть наши вузы от подготовки ветврача широкого профиля к узкоспециализированным направлениям», – отметил ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина Сергей Позябин.

Действительно, за шесть лет обучения в медицинском вузе будущий врач изучает только человека, тогда как ветврачу за пять лет обучения предстоит изучить всех животных: и домашних, и диких, и сельскохозяйственных – и стать специалистом во всем.

Есть у специалистов претензии и к заочному ветеринарному образованию. По мнению специалистов, такие горе-ветврачи могут нанести тяжкий вред здоровью животных и подорвать экономическую составляющую аграрных хозяйств.

Читайте нас в Telegram

Наука, 26 мая 2022, 6:50
Какие новости интересны читателям «Ветеринарии и жизни»? Пройти опрос
Еще по теме
Читайте также:
цитата
«Хороший эксперт в сфере сельского хозяйства (в ветеринарии, зоотехнии) сейчас получает от 350 тыс. рублей. Но это, конечно, не специалист, который только окончил вуз. Он отработал несколько лет в аграрной сфере, например на молочной товарной ферме, стажировался на других предприятиях или за рубежом»
Иван Эпов
заместитель генерального директора компании «Агровиткорм»
Календарь мероприятий
Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Самое читаемое

Шпиц, чихуа-хуа и корги возглавили топ популярных пород собак 2022 года
Минсельхоз ограничил вылов лосося на Дальнем Востоке
Можно ли есть рыбу из Черного моря после разлива мазута
Номер 12 (91) декабрь 2024
Читать газету
«Ветеринария и Жизнь»
Газета ВиЖ. Оформить подписку
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей