Агроэксперт

Как повысить устойчивость медоносных пчел к пестицидам и вирусам

В новом исследовании ученые из Иллинойсского университета Урбана-Шампейн изучали, как питательный стресс, вирусные инфекции и воздействие пестицидов влияют на жизнеспособность медоносных пчел. Рассмотрев все три стрессовых фактора вместе, ученые обнаружили, что хорошее питание повышает устойчивость медоносных пчел к другим угрозам.

Как повысить устойчивость медоносных пчел к пестицидам и вирусам
Фото: Istock.com

Известно, что множественные стрессоры часто плохо сказываются на выживании пчел. Однако большинство исследований сосредоточено на изучении одного или двух факторов одновременно. Например, они рассматривают взаимодействие плохого питания и воздействия пестицидов или пестицидов и вирусных инфекций. Но ни одно из предыдущих исследований не рассматривало, как все три фактора способствуют сокращению численности медоносных пчел.

В рамках нового эксперимента команда ученых изучила пыльцу, которую собрали медоносные пчелы, посещающие небольшие участки восстановленных прерий на границе с сельскохозяйственными полями в Айове. Исследователи использовали максимальные уровни инсектицидов и фунгицидов, обнаруженные в собранных пчелами пыльцевых зернах, в качестве ориентира для вероятного воздействия химических веществ в дикой природе.

В ходе экспериментов группы медоносных пчел подвергались различным диетическим, вирусным и/или химическим воздействиям. Пчел кормили искусственной или натуральной пыльцой. Используемые в ходе экспериментов сельскохозяйственные пестициды включали хлорпирифос, органофосфат, лямбда-цигалотрин, пиретроид, или тиаметоксам, неоникотиноид.

Некоторые пчелы были заражены израильским вирусом острого паралича, одним из опаснейших вирусов, из-за которого погибают колонии медоносных пчел по всему миру.

В ходе исследования было показано, что при использовании искусственной пыльцы, если пчелы подвергаются воздействию вируса, многие из них погибают. А если подвергнуть их одновременному воздействию вируса и пестицида, то количество погибших пчел возрастает в разы. Однако если провести точно такой же эксперимент, но обеспечить пчел лучшим питанием, то результат будет совсем другим.

Исследователи обнаружили, что при естественной пыльцевой диете пчелы, подвергшиеся воздействию вируса, все равно погибали, но значительно меньше погибало пчел, когда также на них воздействовали смесью хлорпирифоса и фунгицида.

Ученые утверждают, что пчелы обладают врожденной способностью справляться со стрессом, поэтому если дать им небольшой стресс, например воздействие пестицида на низком уровне, это может помочь им справиться с большим стрессом, вызванным таким патогеном, как вирус. Однако это работает только в том случае, если у них есть хорошие питательные ресурсы. Исследователи предупреждают: данный факт не означает, что химическое воздействие не имеет значения. Пестициды (сами по себе или в сочетании с вирусами) в большинстве случаев губительны для пчел.

Полученные результаты дают некоторую уверенность в том, что создание высококачественной среды обитания вблизи сельскохозяйственных угодий может повысить устойчивость пчел к изученным стрессовым факторам.

С середины ХХ века отмечается резкое снижение численности естественных опылителей. В настоящее время они не могут полностью удовлетворить потребности сельского хозяйства, поэтому разведение шмелей становится важной отраслью. В биологической лаборатории Ивановского филиала Всероссийского центра карантина растений Россельхознадзора (ФГБУ «ВНИИКР») выращивают шмелиные семьи по оригинальной отечественной технологии круглогодичного массового культивирования. Культивируемый вид Bombus terrestris обитает в природе европейской части России. Применение шмелей данного вида для опыления не наносит вред биоценозу, синхронизирует цветение, повышает качество и количество урожая.

Источник: Edward M. Hsieh et al, Nutrition, pesticide exposure, and virus infection interact to produce context-dependent effects in honey bees (Apis mellifera), Science of The Total Environment (2024). DOI: 10.1016/j.scitotenv.2024.175125