Юлия Макеева
В правительстве отмечают, что административная реформа, проведенная в 2004 году, привела к раздробленности системы государственного ветеринарного надзора.
«Совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности в отношении поднадзорных объектов», – говорится в документе.
Речь о проверках предприятий, которые занимаются производством и продажей ветеринарной продукции. Проводить проверки могли как региональные ветеринарные службы, которые подчиняются властям субъектов, так и территориальные управления Россельхознадзора. Сами представители поднадзорных организаций не раз говорили, что функции дублируются, и просили сократить нагрузку на бизнес.
К тому же региональные ветслужбы нередко совмещали надзорные функции с ветеринарными услугами, а каждый регион мог разработать свое положение о ветнадзоре. По новому закону полномочия по проверкам поднадзорных предприятий закрепляются исключительно на федеральном уровне.
«Речь идет только об одном полномочии – проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – объектов регионального надзора, имеющих отношение к ветеринарной продукции», – уточнила начальник Управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора Татьяна Балагула.
Федеральный инспектор, который придет на предприятие, будет работать в рамках федерального закона о ветеринарии. К тому же за счет устранения дублирующих функций сократится количество проверок, появится реестр поднадзорных объектов, отметила Татьяна Балагула.
«Это будет удобно для бизнеса и эффективно с точки зрения соблюдения мер биологической безопасности», – говорит представитель Россельхознадзора.
Также эксперты отмечают, что новый закон позволит выстроить четкую вертикаль власти для борьбы с распространением заразных болезней животных. Ранее Россельхознадзором выявлялись факты сокрытия очагов заразных болезней на уровне субъектов, были случаи несвоевременного исключения из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении.
«Взять недавнюю ситуацию в Ставропольском крае. Наше территориальное управление обнаружило бруцеллез, лептоспироз, получило положительные протоколы исследований. Отправили их в субъект, так они даже карантин не установили. Ваши протоколы, говорят, неправильные. Мы сами делали, у нас все отрицательное. То есть у людей даже мысли не возникло, что нужно нести за такие действия элементарную гражданскую ответственность. Ведь бруцеллез – заболевание антропозоонозное (общее для животных и человека. – Прим. ред.)», – рассказала Татьяна Балагула.
Параллельно с законом были подготовлены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Из КоАП со следующего года будут исключены положения, касающиеся регионального ветнадзора.