Юлия Макеева
Это маркетинговая уловка производителей, которая называется greenwashing, отметили в Союзе органического земледелия. Как в России намерены бороться с этим явлением,«ВиЖ» рассказали директор Института органического сельского хозяйства Иван Гараев и исполнительный директор Национального органического союза РФ Олег Мироненко.
Все больше покупателей в России ищут на полках супермаркетов экологически чистую, полезную для здоровья продукцию. Этим пользуются недобросовестные производители, которые ради увеличения объемов продаж добавляют на этикетки своих продуктов приставки «эко», «био» или «органик», не имея на то оснований, отмечают эксперты «ВиЖ». Такие уловки маркетологов называют greenwashing.
Слово greenwashing (от англ. green– зеленый и whitewash– отбеливание) ввел эколог Джей Вестервельд (США) в 1986 году.
Согласно данным исследовательского центра «Ромир», 58% россиян хотели бы покупать органическую продукцию, 21% опрошенных знают, что такое органическая продукция и по возможности приобретают именно ее. При этом, по информации Национального органического союза РФ, на сельскохозяйственном рынке страны производство органической продукции занимает не более 0,1%.
«Потребителя часто вводит в заблуждение такое явление, как псевдомаркировка. Многим потребителям трудно определить, является ли продукция действительно органической», – говорит исполнительный директор Национального органического союза РФ Олег Мироненко.
Приверженцы органики, отметил эксперт, предпочитают покупать продукцию у проверенных производителей. Сегодня в России работают чуть более 90 сертифицированных производителей органической продукции, говорит Олег Мироненко. Для насыщения рынка этого недостаточно.Для сравнения:в мире сертифицировано более 2,9 млн производителей органической продукции.
Как найти на полках настоящую органическую продукцию, произведенную без использования антибиотиков, пестицидов и гормонов роста? С этим вопросом «ВиЖ» обратилась к директору Института органического сельского хозяйства Ивану Гараеву.
«Сейчас определить, какая продукция соответствует надписи «органик», очень сложно. Но ситуация изменится после января 2020 года, когда вступит в силу закон «Об органической продукции», – поясняет эксперт.
Настоящая органическая продукция будет маркироваться единым знаком «Органик» – белый лист на зеленом фоне. Правообладателем этого знака является Минсельхоз. Если такой бренд появится на товарах недобросовестного производителя, его привлекут к ответственности.
Пока же, отмечает Иван Гараев, подсказать покупателю, что перед ним органический продукт, может цена. Настоящая органика относится к категории «ханди крафт», ее цена в 2–3 раза выше стоимости обычных товаров. Для сравнения: в Европе органические продукты на 15–50% дороже других товаров на полках супермаркета.
С вступлением в силу закона «Об органической продукции» будет создан государственный реестр производителей органики, обязательным условием станет аккредитация в национальном органе – Росаккредитации.
Часть производителей органической продукции в России решили объединиться в саморегулируемую организацию (СРО), рассказал в беседе с «ВиЖ» Иван Гараев. Производители намерены работать по стандартам Института сертификации и этического отношения к окружающей среде CERES (Германия). По словам эксперта, это обяжет производителей не только к ежегодной проверке условий производства, продукция членов СРО будет проверяться в немецких лабораториях на наличие антибиотиков, пестицидов и гормонов роста. А на упаковки продуктов, произведенных членами СРО, будет наноситься специальных штрих-код, который «сообщит» покупателю всю информацию о товаре, отметил Иван Гараев.
Пока же российский рынок органической продукции составляет 0,15% от общемирового. Постоянных потребителей органики в России меньше 1%. По опросам TNS и «Яндекс. Маркета», большинство (40%) среди приверженцев органической продукции – это домохозяйки, которые заботятся о здоровье своей семьи.