Перед строительством слой почвы снимается до глубины, где плотность ее составляет около 1400 килограммов на кубический метр. На временное хранение ее сдвигают в кавальеры. В этот момент структура почвы разрушается, перемешиваются почвенные горизонты. Почва не теряет своих плодородных качеств, однако в длительный период между снятием и рекультивацией почва подвергается воздействию ветра и осадков. В результате плодородный слой может быть полностью размыт или развеян на прилегающих территориях.
Во время эксплуатации автомобильных дорог главным негативным фактором считается химическое загрязнение. Выхлопы двигателей внутреннего сгорания содержат около 20 % выбросов пылевидных частиц таких, как сажа, аэрозоли свинца, цинка, кадмия и др. Степень загрязнения почвы зависит от ряда факторов: интенсивности и средней скорости автомобильного потока, удаленности почвенных покровов от края дороги, направления и силы ветра.
Специалисты Челябинской испытательной лаборатории проводят спектр исследований, связанных с техногенным загрязнением почвы, — говорит агроинженер Кирилл Мякишков. — Анализы позволяют оценить масштабы экологического ущерба, выявить его причины и самое главное – составить план восстановления территории.
У почв, которые длительное время подвергаются антропогенным нагрузкам, отмечают деградацию и снижение экологической чистоты. Токсичные элементы по экологической цепочке «почва-растение-животное-человек» попадают в организм человека и оседают в различных внутренних органах, приводя к отравлениям. Поэтому при разработке плана строительства и эксплуатации дорог важно соблюдать агроэкологические правила: для уменьшения воздействия на почву специалисты рекомендуют устанавливать вдоль магистралей защитные экраны и организовывать посадку деревьев и кустарников.