В настоящее время нормоприменительный вектор в сфере государственного регулирования развивается достаточно динамично. Среди наиболее значимых направлений реформирования государственного управления наибольшее внимание уделено совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, в том числе сокращению норм регулирования и связанных с ними контрольно-надзорных функций и видов контроля — так называемых «регуляторных гильотин».
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением отдельных положений (далее – Федеральный закон № 248).
Среди прочих положений Федерального закона № 248, направленных на систематизацию и закрепление на законодательном уровне единой системы принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, законом предусмотрено проведение процедур подтверждения соответствия контролируемыми лицами обязательных требований, организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.
Механизм проведения независимой оценки заключается в следующем. При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее — заключение о соответствии). К заключению о соответствии прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования.
В зависимости от результатов инспекционных оценок (экспертиз, экспертных оценок, обследований) определяется объем и периодичность плановых контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами государственной власти. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии проводится не будут, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Согласно положениям Федерального закона № 248 орган инспекции информирует контрольные (надзорные) органы о выданных контролируемым лицам заключениях о соответствии в порядке, установленном федеральным законом о виде контроля. В случае, если в результате оценки соблюдения обязательных требований независимым органом инспекции выявляются нарушения, орган инспекции выдает контролируемому лицу акт с указанием выявленных нарушений.
При этом в случае причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям со стороны контролируемого лица независимый орган инспекции несет субсидиарную ответственность с контролируемым лицом перед потерпевшими.
Таким образом, оценки соответствия, проводимые независимыми органами инспекции для государства и хозяйствующих субъектов являются инструментом минимизации потенциальных рисков, связанных с получением недостоверных экспертных результатов, поскольку одним из обязательных требований к деятельности органов инспекции является аккредитация в национальной системе аккредитации.
С 2017 года на базе ФГБУ «Брянская МВЛ» аккредитован Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией) орган инспекции типа А.
В соответствии с областью аккредитации орган инспекции ФГБУ «Брянская МВЛ» проводит оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов следующих объектов:
— пищевая продукция и продовольственное сырье;
— корма растительного и животного происхождения, комбикорма, кормовые добавки;
— зерно злаковых, бобовых, масличных культур, продукты их переработки на пищевые и кормовые цели;
— непищевая продукция (упаковка, упаковочные материалы, тара; дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные средства; средства защиты растений, агрохимикаты, пестициды, минеральное сырье, удобрения органические твёрдые и жидкие, грунты тепличные);
— семена и посадочный материал;
— зерно, мука, крупа, комбикорма, компоненты для их производства, продукты переработки зерна;
— водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— подкарантинная продукция, подкарантинные объекты;
— объекты животного мира;
— промышленные здания, сооружения, помещения, промышленные объекты, в том числе производственные и технологические процессы, ветеринарные клиники, ветеринарные кабинеты, ветеринарные и испытательные лаборатории;
— почва, грунт городских и сельских поселений, почва земель сельскохозяйственного назначения.
Главными целями органа инспекции ФГБУ «Брянская МВЛ» является оказание услуг высокого качества, обеспечение достоверности, беспристрастности и объективности проводимых оценок соответствия.
Учитывая вышесказанное, орган инспекции является оптимальным субъектом инфраструктуры качества для таких форм оценки соответствия, как различные виды экспертиз: инспекции в области ветеринарии, карантина растений, в сфере земельных отношений, инспекции при контроле аутентификации продукции, инспекции в области контрактных требований, государственных закупок и т.п.
Участие всех заинтересованных лиц в решении обозначенных сегодня задач и реализации перспективных направлений, в том числе, признание и применение принципиально новой формы оценки соответствия, проводимой независимыми органами инспекции, направленно на повышения эффективности системы государственного управления в Российской Федерации, сокращения избыточного административного бремени и масштабов присутствия государства в экономике, что является необходимым условием решения социально-экономических задач, стоящих перед государством.