Заметнее всего снизилось число зоомагазинов в Москве. За год их количество сократилось сразу на 12,5%, до 901 объекта. В Санкт-Петербурге падение на 9,5%, до 894 зоомагазинов, а в Краснодаре — на 6,9%, до 229, подсчитали в «Коммерсанте» по данным сервиса «Яндекс Карты».
В целом же за год зоомагазинов по всей стране стало меньше на 2,6%. К началу января 2025-го их насчитывалось 16,75 тыс.
Покупатели перетекают в онлайн-сегмент. По итогам прошлого года продажи зоотоваров выросли:
- в онлайн-сегменте — на 21% год к году;
- традиционной рознице — на 13%.
Средний чек в этих каналах увеличился на 3% в онлайне и на 11% в стационарных зоомагазинах, свидетельствуют данные оператора фискальных данных «Платформа ОФД». Но в деньгах все еще опережает e-com.
Средний чек:
- в онлайне — 5 тыс. рублей (рост на 3%);
- традиционной рознице — 2,9 тыс. рублей (рост на 11%).
Такая диспропорция связана с тем, что покупатели предпочитают заказывать на интернет-площадках большими объемами. Например, в Wildberries заявили, что по итогам прошлого года продажи влажного корма на площадке увеличились на 25%, а сухого — на 29%.
Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев пояснил, что увеличение продаж зоотоваров на маркетплейсах стало одной из причин сокращения количества зоомагазинов.
Кроме того, для продажи ветпрепаратов, например, у зоомагазина должна быть фармацевтическая лицензия. Чтобы ее получить, в штате обязательно должен быть сотрудник с профильным образованием, добавила гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.
Ранее в союзе неоднократно выступали против продажи ветпрепаратов на маркетплейсе. Причина — площадки не могут выполнить целый ряд требований при продаже данной категории товаров. Например, по соблюдению условий хранения ветпрепаратов на складах и в пунктах выдачи заказов. А ведь от этого зависит эффективность применения лекарства, писала ранее «Ветеринария и жизнь».
Качество продукции на онлайн-площадках также под сомнением. Татьяна Колчанова напомнила, что еще до недавнего времени на маркетплейсах можно было встретить ветпрепараты без маркировки на русском языке. Торговля такими лекарствами запрещена законодательством РФ.
«Союз предприятий зообизнеса неоднократно озвучивал свою позицию: полный запрет продажи ветпрепаратов на маркетплейсах, так как ни на складах, ни в пунктах выдачи заказов не могут быть созданы условия для хранения данной продукции. Кроме выполнения этих правил, также необходимо соблюдение требований надлежащей аптечной практики, а при перевозке препаратов — правил надлежащей дистрибьюторской практики ЕАЭС», — пояснила гендиректор союза.