Рост во всех категориях
Все категории товаров для питомцев, которые измеряет «Нильсен», а это — корма для кошек, корма для собак, лакомства и наполнители, показали рост в годовом выражении. Аналитики отслеживают динамику за 12 месяцев по состоянию на февраль 2025-го.
Самые высокие темпы роста у лакомств. Эта категория выросла более чем на 20%. Рост наблюдается и в денежном, и в натуральном выражении. Наполнители для кошачьих туалетов стали покупать на 6,4% чаще. В деньгах эта категория показала рост на 13,6%.

Также заметно вырос спрос на корма для собак. Покупать их владельцы животных стали на 11,8% чаще, а траты россиян на эту категорию товаров выросли на 14,7%.
Корма для кошек показали прирост на 5,9% в натуральном выражении и на 9,9% в деньгах.
Аналитики прогнозируют, что к 2030 году оборот кормов для животных вырастет на 25%. Связано это с ожидаемым ростом собак и кошек в домохозяйствах на 7–10%.
За год — 353 новых бренда
Продолжает расти и ассортимент товаров для питомцев, которые предлагают ретейлеры. За год в этом сегменте появилось 353 новых бренда, а общее количество товаров на полках достигло 47,7 тыс. позиций, подсчитали аналитики.
Растет спрос на отечественные продукты. Доля продаж российских кормов для кошек, например, за год выросла на 22%, а рационов для собак — сразу на 35%.

На рынке стали появляться специализированные товары для питомцев. Например, интерес к пиву для собак в «Четырех лапах» увеличился за год на 12% и более чем на треть на Wildberries. А продажи шампанского для животных на данном маркетплейсе выросли в 1,5 раза.
Экспансия маркетплейсов
Онлайн-сегмент остается самым быстрорастущим каналом продаж этой категории товаров. Темпы роста продаж в нем в 4 раза опережают зоомагазины. Для сравнения: в феврале этого года продажи зоотоваров в специализированных зоомагазинах выросли всего на 4%, в супермаркетах — на 8%, а в онлайне — на 16%. На долю e-com уже приходится 22,3% от всего омниканального рынка, отмечают аналитики. Рост за год на 2,5%.
Маркетплейсы в структуре онлайн-ретейла занимают уже почти треть рынка. На них приходится 32% от общего объема продаж в е-com. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы экспансия этого направления продолжится. Опрос владельцев животных показывает, что чаще всего для покупок зоотоваров они выбирают Ozon и Wildberries, тогда как специализированные зоосети, например «Четыре лапы» и PetShop, стоят лишь на третьем и четвертом местах в предпочтениях хозяев животных.

Тренды на 2025 год
Аналитики отмечают, что трендом этого года будет развитие нишевых направлений, например, люксовых аксессуаров для питомцев, pet-friendly кафе и курортов, а также отдельных меню для любимцев.
В качестве примера — обувь для собак от Crocs, банданы, ошейники, береты и куртки от Louis Vuitton, футболки и толстовки от Zarina.
«В 2025 году покупатели продолжат постепенно переходить от универсальных решений к более специализированным», — говорится в исследовании. «Подобный подход расширяет понятие «товаров для животных» до целой культурной среды, в которой питомец становится активным участником повседневной жизни», — подчеркивают эксперты.
