Сергей Викторович, как в вашем доме появилась собака Дуня?
Сергей Цигаль: Раньше у меня были две русские псовые борзые – тоже Дуни. Последняя прожила более 15 лет. Такое долгожительство удивило даже моего друга, знаменитого ветеринарного врача Сергея Владимировича Середу. Нынешняя Дуня – ирландский волкодав – появилась у меня случайно.
Моя знакомая, Марина Волкова – владелица двух волкодавов, познакомила меня с заводчицей Натальей Бересневой, которая подарила мне трехмесячного щенка этой породы. Отказываться от такого роскошного подарка я не стал. В этом году Дуне будет уже 10 лет – она тоже долгожитель. Для ирландского волкодава это хороший возраст, обычно они живут меньше, где-то до 8 лет.
Почему вы всегда выбирали борзых и волкодавов?
Сергей Цигаль: Я художник, и глаз так устроен, что хочется стремительных линий. У борзых и волкодавов есть сходство с высокими, длинноногими, поджарыми женщинами. В других породах нет такой грации. После русских псовых другие собаки уже не восхищают. Русская борзая прекрасна, от этих собак даже пахнет духами, а не «собачатиной». Что касается последней Дуни, мне нравится ее характер. В ирландском волкодаве нет подлянки, она не огрызается, миролюбива и преданна. Русская псовая, например, может неожиданно укусить.
Кроме того, волкодавы явно знают себе цену и ведут себя благородно. Дуня никогда не трогает маленьких собак и кошек.
В 2019 году в Московском зоопарке прошла выставка ваших работ. В анонсе было указано, что экспозиция посвящена хрупкости животного мира. Как, по-вашему, человек в наше время должен относиться к животным – диким и домашним?
Сергей Цигаль: Я далек от пафоса. Наверное, эту фразу написали искусствоведы. Но считаю, что человек должен жить с домашними животными, их присутствие необходимо в каждом доме, в каждой семье. Если ребенок растет в доме с домашними животными, он не будет жестоким. Он не станет живодером, который мучит бездомных собак и кошек и раскидывает куски отравленного мяса.
Сергей Викторович, вы окончили географический факультет МГУ, работали во ВНИРО (Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии. – Прим. ред.) и в Гельминтологической лаборатории Академии наук СССР, то есть были биологом и не чужды ветеринарии. Как получилось, что в итоге стали художником?
Сергей Цигаль: Да, моя первая специальность – это биогеография. При распределении студентов по направлениям я попал на кафедру ботаники, но всегда хотел изучать водных животных, ихтиологию. К счастью, удалось защитить дипломную работу о паразитах лососевых рыб. Во ВНИРО я начал работать после окончания школы и продолжил, когда учился в МГУ на вечернем отделении, а также после университета. Но однажды меня отправили в долгую экспедицию на полгода, и после нее я понял, что хочу иного.
В тот период начал заниматься литьем. Хотел поступить в Строгановское училище на профильный факультет, но декан этого факультета не принял мои документы: его смутило, что биолог по образованию хочет учиться литью. У меня приняли документы на кафедру конструирования мебели, где я проучился еще шесть лет. Дизайном мебели я не стал заниматься, но получил определенные знания, важные для художника.
Фото Александр Плонский / ВиЖ»
Памятник «Сочувствие»
Сергей Цигаль принял участие в работе над памятником «Сочувствие» совместно с двоюродным братом – скульптором Александром Цигалем, архитектором Андреем Наличем и дизайнером Петром Наличем. Памятник установлен между входом и выходом станции московского метро «Менделеевская», он посвящен беспородному бродячему псу по кличке Мальчик, жившему в подземном переходе у станции метро «Менделеевская» и погибшему в результате конфликта в 2001 году.
Инцидент произошел, когда собаковод Юлиана Романова (Волкова) со своим стаффордширским терьером зашла в подземный переход, где жил Мальчик. Между собаками произошел конфликт, который очевидцы описывают по-разному. В результате хозяйка терьера достала нож из сумки и заколола Мальчика. Памятник «Сочувствие» напоминает о необходимости гуманного отношения к бродячим животным.
Досье «ВиЖ»
Сергей Викторович Цигаль – художник-анималист, принадлежит к творческой династии Цигалей-Шагинян. Член-корреспондент Российской академии художеств. Родился 6 декабря 1949 года в Москве. В 1973 году окончил географический факультет МГУ им. Ломоносова, защитил диплом по теме «Паразиты лососевых рыб».
Во время учебы работал в Гельминтологической лаборатории Академии наук СССР, возглавляемой выдающимся ученым Константином Ивановичем Скрябиным, именем которого сегодня названа Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии. Также во время учебы в университете и после его окончания Сергей Викторович работал во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).
В 1986 году окончил Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова (бывшее Строгановское училище). Работы С. В. Цигаля находятся в музейных собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Дарвиновского музея, а также в других музеях и частных коллекциях России, США, Швеции, Великобритании, Франции, Дании, Израиля и других стран. Более 20 лет прожил в браке с народной артисткой России Любовью Полищук.