«К 2030 году мы рассчитываем на увеличение экспорта мясной продукции в денежном выражении до около 3,9 млрд долларов, из них около 1,5 млрд — мясо птицы, еще 1,3 млрд — на свинину», — отметил он.
По итогам 2024 года российские компании поставили на внешние рынки около 0,9 млн тонн продукции в мясной группе на свыше 2 млрд долл. Поставки выросли на 27% в объеме и на 25% в деньгах. Положительная динамика наблюдается по всем видам. Экспорт мяса птицы увеличился на 16%, говядины — на 22%, готовой мясной продукции — на 23%, а свинины — на 42%. Положительная динамика наблюдается и в текущем году.
В 2024 году наибольший объем отгрузок формировался за счет поставок мяса птицы. Российские компании отправляли в Китай куриные лапы, крылья и субпродукты; в Саудовскую Аравию — тушку и филе бройлеров; в Казахстан — кожу, крылья и бедра курицы, рассказала начальник аналитического управления федерального центра «Агроэкспорт» Алена Шаткова.
Рост поставок свинины произошел за счет открытия рынка Китая. По итогам прошлого года российские компании вывезли в Поднебесную 40 тыс. тонн этого мяса. По итогам первых четырех месяцев 2025 года отгрузки достигли 20 тыс. тонн. Причем право экспортировать свинину в Китай пока есть только у трех российских компаний.
Также выросли поставки свинины в Белоруссии и стабилизировались отгрузки во Вьетнам на уровне 80 тыс. тонн.
Сохраняется положительная динамика по объемам поставок говядины в Иран, Белоруссию и Саудовскую Аравию. Отгрузки этого вида мяса в Китай несколько сократились.
Алена Шаткова остановилась также на перспективных направлениях для наращивания поставок российской мясной продукции в период до 2030 года. Это, в первую очередь, страны Ближнего зарубежья — традиционные и понятные для российских экспортеров рынки сбыта, но менее привлекательные по объемам спроса и цене.
«Второе направление — это страны Юго-Восточной Азии. Они являются ключевой точкой роста сейчас. Помимо Китая, есть ряд интересных стран, к которым у российских экспортеров пока нет доступа», — отметила она, подразумевая Филиппины и Малайзию по отдельным категориям мясных продуктов.
Также эксперт обратила внимание российских поставщиков на страны Африки и Ближнего Востока.