«Рост спроса на креветки в Китае в последние годы обусловлен, прежде всего, их позиционированием в качестве полезного питательного продукта и удовлетворяется как за счет значительного внутреннего производства, так и путем наращивания импорта», – говорится в обзоре.
За последние 20 лет потребление рыбы и морепродуктов, в том числе креветок, в Китае выросло более чем в 2 раза. В 2018–2022 годы потребление креветок на душу населения росло в среднем на 6,2% ежегодно и в 2022 году достигло 3 кг на человека в год. Потребность Китая почти полностью удовлетворяется за счет растущих объемов внутреннего производства.
Вместе с тем страна по-прежнему закупает на мировых рынках внушительные объемы данного продукта. По итогам 2023-го Китай импортировал 1,1 млн тонн мороженых креветок на сумму 5,9 млрд долларов. Это на 11,7% больше, чем годом ранее.
Абсолютным лидером по объемам поставок данной продукции в Китай остается Эквадор. В прошлом году страна отправила в КНР продукции на 3,5 млрд долларов. В числе крупнейших поставщиков также Индия, Таиланд и Аргентина.
Россия также поставляет креветки в Китай. Однако по объемам поставок страна занимает лишь седьмое место. По итогам 2023-го Россия импортировала около 5 тыс. тонн креветок в Китай на сумму в 122 млн долларов.
Российская креветка считается премиальной продукцией на внешних рынках. Это обуславливает и высокую цену данной продукции. В прошлом году российская креветка продавалась по самой высокой цене в мире – 21,6 тыс. долларов за тонну. Это в 3,9 раза выше средней мировой цены на этот продукт. «В отличие от тепловодных аквакультурных креветок из Таиланда, Вьетнама и Эквадора, продукция из России обладает более насыщенным вкусом и большим размером», – говорится в обзоре.
У России есть потенциал увеличить объемы поставок мороженых креветок в Китай до 100 млн долларов к 2030 году. Основными конкурентами для страны на китайском рынке являются производители северной креветки из Канады и Дании.